Сегодня Четверг, 19 Октября 2017 года

В США ни государство, ни военно-космические монстры не имеют монополии на космический рынок

В США ни государство, ни военно-космические монстры не имеют монополии на космический рынокВице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин пригрозил запретить экспорт в США российских ракетных двигателей РД-180 и НК-33. Заявление политика, который теперь превратился в самый что ни на есть кремлевский мейнстрим, видимо, должно было очередной раз доказать зрителям российского телевидения, что в космической гонке американцы настолько отстали от России, вставшей с колен, что без наших двигателей им хана.

По странной случайности, г-н Рогозин забыл уточнить, что полеты с использованием РД-180 в настоящий момент в США, собственно, запрещены, - по предварительному определению суда по иску, поданному компанией SpaceX 28 апреля 2014 года. SpaceX утверждала, что использование РД-180 в американской ракете "Атлас" противоречит духу санкций, наложенных на российских чиновников и лично Дмитрия Рогозина в связи с аннексией Крыма.

Но, впрочем, по порядку. РД-180 - это кислородно-керосиновый двигатель, который с середины 1990-х НПО "Энергомаш им. В.П. Глушко" производит для использования в качестве первой ступени в американской ракете-носителе "Атлас", запускаемой United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lokheed Marting).

Не то чтобы американцы не могли обойтись без РД-180, но дело в том, что Глушко и "Энергомаш" вообще-то производили двигатели для межконтинентальных баллистических ракет, в т.ч. для знаменитой CC-18 "Сатана", и американцы справедливо рассудили, что пусть лучше инженеры "Энергомаша" производят РД-180 для них, нежели какой-нибудь аналог "Сатаны" для Ирана.

Так оно и вышло - во всяком случае, когда автор этих строк последний раз была на "Энергомаше", единственная работа, которая хоть как-то шла в пустых огромных цехах, была именно сборка РД-180 для американцев. Еще завод должен был делать РД-191 для "Ангары", но "Ангара", которая должна была полететь в 2005-м, ни разу не летала до сих пор. На сегодня "Энергомаш" поставил в США около 70 двигателей по цене 11-15 млн долларов; из них было использовано чуть больше сорока.

Как можно заметить, у United Launch Alliance в любом случае есть двухгодовой запас РД-180. Pratt&Whitney имеет лицензию на их производство. Трудно представить себе, чтобы за два года американцы не смогли наладить выпуск РД-180 дома: единственным барьером, тому препятствовавшим, до сих пор были демпинговые цены "Энергомаша".

На самом деле этого и не потребуется. Проблема - для Рогозина и для наших ура-патриотов, не представляющих в принципе, как устроены США, - заключается в том, что в США ни государство, ни старые заслуженные военно-космические монстры типа Boeing, Lockheed Martin и Pratt&Whitney не имеют, при всем своем лоббистском весе, монополии на космический рынок.

В отличие от России, где конец гонки вооружений после краха СССР стал концом космической отрасли в целом, в США породил целую череду амбициозных частных проектов, наконец-то вернув в космос то, что ему не хватало - рынок.

Наиболее успешной - фантастически успешной - оказалась компания SpaceX Элона Маска.

SpaceX разрабатывает собственные ракеты - Falcon 1 и Falcon 9, собственные двигатели - Merlin, Kestrel и Draco, и собственный космический корабль Dragon с капсулой многоразового пользования. SpaceX уже доставляет грузы на МКС и выводит спутники на орбиту. Цель Элона Маска - полет на Марс и удешевление стоимости доставки груза на орбиту в разы по сравнению с неповоротливыми государственными и окологосударственными структурами.

Это правда, что эксплуатирующаяся ныне Falcon 9 попросту слабее Atlas V (13 тыс. кг полезного груза на низкую околоземную орбиту у Falcon 9 против 21-41 тыс. кг у Atlas V), но на 2015 год запланирован старт Falcon Heavy. Ожидается, что он будет доставлять на низкую околоземную орбиту 53 тонны полезного груза (более, чем какая-либо другая ракета в истории человечества, не считая лунного "Сатурна") по цене втрое меньшей, чем у конкурентов.

Кроме того, Falcon Heavy сможет быть многоразовой. Только что, в середине апреля, как раз, когда донецкие гопники крушили магазины в борьбе за Великую Россию, компания Элона Маска провела очередной успешный тест Falcon 9 Reusable. Любой желающий может отыскать в интернете впечатляющую видеокартинку ракеты, вертикально взлетающей на 250 метров и вертикально же опускающейся на посадочные опоры.

Космическая отрасль в США - это поле деятельности лоббистов-тяжеловесов, и Маску на нем приходится нелегко. Достаточно сказать, что после вышеупомянутого решения суда о запрете на использование РД-180 в ракете "Атлас" United Lauch Alliance обвинила SpaceX в "безответственных действиях", а Госдеп прислал в суд письмо, суть которого заключается в том, что РД-180 не попадают под санкции до тех пор, пока не будет доказано, что г-н Рогозин извлекает из этого личную коммерческую выгоду.

И вот теперь г-н Рогозин сделал Элону Маску царский подарок. То, чего не мог добиться сам Маск, - окончательного уничтожения его российских конкурентов и аффилированных с ними американских компаний - одним широким жестом подарил ему русский вице-премьер. Г-н Маск должен выписать Рогозину премию.

К сожалению, если в случае Элона Маска мы обсуждаем дела, то в случае Дмитрия Рогозина мы можем обсуждать только слова - слова, которые вызывали бы недоумение своей полной неадекватностью в устах обычного человека, а в устах ответственного чиновника просто пугают. К примеру, недавно г-н Рогозин заявил, что американцы смогут доставлять своих астронавтов на МКС "на батуте". Это в связи с тем, что сейчас людей на МКС доставляет только российский "Союз". Г-н Рогозин что, вправду не знает, что Dragon Элона Маска (с капсулой многоразового использования) регулярно летает к МКС с октября 2012 года, а первый полет с участием экипажа запланирован на декабрь 2015-го?

В другой раз г-н Рогозин заявил, что "США продолжают пребывать в санкционном угаре, но до сих пор не могут повторить наш двигатель НК-33 разработки 1970 года".

Действительно, созданный в конце 1960-х ракетный двигатель НК-33 имеет фантастические технические характеристики (по удельной мощности на единицу веса он уступает только Merlin 1D все той же SpaceX).

О чем Рогозин забыл упомянуть - это то, что НК-33 никогда не летал в СССР.

Страшная и детективная история этого двигателя является хорошим примером того, почему даже СССР, в котором все ресурсы тратились на войну, а не на апартаменты в Майями, проиграл США в космической гонке.

Двигатель НК-33 создавался под советскую лунную программу в конструкторском бюро Николая Кузнецова, (отсюда и сокращение - НК), соперника всесильного Глушко. Поэтому, когда программа была закрыта, все уже сделанные двигатели было приказано уничтожить. Кузнецов не выполнил приказ. По документам двигатели были уничтожены, а на самом деле их - целых 150 штук, - грубо говоря, замариновали в масле.

Только когда рухнул СССР, Кузнецов достал из масла НК-33, и на глазах изумленных западных ракетчиков этот двигатель продемонстрировал на стенде рекордные результаты.

В итоге еще одна частная космическая компания США, Orbital Sciences Corporation (OSC), стала использовать модифицированные НК-33 в своей средне-легкой ракете Antares, впервые запущенной 21 апреля 2013 года. Это был первый запуск НК-33 со времени его создания.

Но самое страшное - другое. А именно - все три десятка двигателей НК-33, проданные OSC, - это те самые двигатели из "заначки". Завод-производитель утратил опыт, квалификацию, рабочих и инженеров, способных воспроизвести двигатель Кузнецова. Вот продадим заначку - и все. Зная о будущей нехватке НК-33, OSC даже судилась с United Launch Alliance, чтобы те позволили ей покупать РД-180.

Если есть в мире что-то, что оправдывает существование человечества - то это наука и покорение космоса.

И поэтому судьбы человечества решаются сейчас отнюдь не в городе Славянске, где обалдевшие от своего нового статуса гопники крадут людей и грабят банки не просто так, а во имя Великой России, не на Ближнем Востоке, где фанатики-бородачи убивают проклятых неверных, которые не любят мирный ислам, не в твиттере Рогозина и не в Венесуэле, где президент Мадуро в который раз в истории человечества строит социализм с боливарианским лицом и регулирует цены. Она решаются в цехах и лабораториях Элона Маска.

СССР был великой космической державой. Россия, благодаря американскому рынку и частным компаниям Boeing, OSC, Lokheed Martin имела шансы на какую-то долю в космическом будущем человечества.

Благодаря новому курсу Путина она их утратила. Чем дальше, тем больше мы напоминаем исламистов, которые объясняют, что Запад их не любит, и что когда-то - в XI веке - они придумали алгебру.
» » В США ни государство, ни военно-космические монстры не имеют монополии на космический рынок