13 октября в Москве на Ваганьковском кладбище должны состояться похороны одного из старейших воров в законе Вячеслава Иванькова, больше известного под кличкой Япончик. 69-летний криминальный авторитет умер 9 октября в частной клинике, так и не сумев оправиться от ранений, полученных 28 июля в результате покушения…
Первоначально погребение Иванькова планировалось провести в воскресенье, однако похороны перенесли на два дня якобы в связи с проведением окончательных судебно-медицинских экспертиз. С большой долей уверенности можно предположить, что в данном случае просто нужно было дать время тем, кто собирался проводить в последний путь Япончика. Ожидается, что на похороны съедутся крупнейшие криминальные авторитеты и воры в законе со всего мира.
Об участии в похоронной процессии представителей белорусского криминала ничего не известно. Но нет сомнений в том, что в сферу интересов самого влиятельного уголовного авторитета на постсоветском пространстве входила и Беларусь. По некоторым сведениям, у жены Иванькова Лидии Айвазовны — белорусские корни. Вслед за мужем она эмигрировала в США, где сменила фамилию и стала Слуцкой.
Сам же легендарный Япончик территорию Беларуси рассматривал как вотчину своей империи, за которой присматривали назначенные им люди. К месту заметить, считается, что именно после согласования с Иваньковым в Москве «корону» вора в законе получил витебский авторитет Петр Науменко, он же Наум. Говорили, что Япончику понравилась «характеристика» Наума, который придерживался старых воровских традиций и даже от этого пострадал. В ростовской тюрьме Науменко жестоко «прессовали», даже подвешивали на дыбу, чтобы он отказался от идей воровского мира, но он выдержал, не сломался, хотя в ходе избиений лишился практически всех зубов. Япончику и самому не раз в зонах приходилось отстаивать свое высокое звание вора в законе.
Даже находясь за океаном, Иваньков сумел сосредоточить в своих руках практически всю торговлю сильнодействующими наркотиками на территории России. Под его контроль попали основные каналы поставок и сбыта кокаина и героина в России, а также транзита через ее территорию наркотиков в Западную Европу. Очевидно, что часть зелья транспортировалась через Беларусь. Тем более что к началу 90-х интересы империи Япончика в Беларуси, это доподлинно установлено, обслуживали несколько коммерческих фирм, напрямую связанных с московским «офисом» Иванькова, который возглавлял вор в законе Виктор Никифоров (более известный под кличкой Калина), «отвечавший» за Беларусь.
Существует несколько версий о родственных отношениях между Япончиком и Калиной. Одна из них — Никифоров был внебрачным сыном Иванькова.
В нескольких уголовных делах образца 1990-1992 годов о крупных мошенничествах есть показания телохранителей минского бизнесмена, которого больше знали под кличкой Вася Стольник, за его привычку давать официантам на чай по сто рублей, что по тем временам соответствовало трети месячной зарплаты квалифицированного рабочего. Телохранители утверждали, что несколько раз в месяц Вася Стольник давал им сумку, набитую деньгами, и оправлял в Москву для передачи Калине. Бизнесмен даже пытался реализовать проект по строительству в Минске ипподрома и практически получил согласие горисполкома. Осуществить планы помешал арест. Известно, что Калина, как и Япончик, страстно любил лошадей, так что, возможно, Вася Стольник выполнял конкретное задание.
В Гродно существовала фирма, которая отвечала за транзит через Беларусь в Западную Европу цветных металлов из России. Границу пересекали составы с тысячами тонн меди и алюминия по четко отработанной схеме. Однажды случился сбой и около 800 тонн меди в чушках на сумму более миллиона долларов были задержаны КГБ и объявлены контрабандой. Приехавшую на разборки в Минск делегацию возглавлял сводный брат Калины, которого за глаза называли «третьим человеком в корпорации». Как ни странно, но свое россияне вернули, медь продолжила путь на Запад.
Если канал есть, то совсем неважно, что по нему переправлять: тонну железа или центнер героина.
…Калина был застрелен в марте 1992 года. Япончик пережил своего сына на 17 лет, не дожив до 70-летия всего три месяца. Умер, как и полагается вору в законе, не в своей постели.
Справка «Белорусских новостей»
Вячеслав Иваньков (Япончик) родился в Москве в 1940 году. Увлекался боксом и вольной борьбой. Учился на воздушного гимнаста в училище, но, получив травму на тренировке, вынужден был отказаться от цирковой карьеры.
Впервые был арестован в 1965 году за карманную кражу, но по непонятным причинам осужден не был. После этого был принят в банду «Монгола», промышлявшую грабежами. Первый срок Иваньков получил в 1974 году за рэкет — выколачивал деньги у торговцев антиквариатом, спекулянтов и сбытчиков наркотиков, выдавая себя за работника МВД. Потом был осужден еще четырежды (в 1976, 1982, 1986 и 1988 годах) — за грабеж, посягательство на жизнь сотрудника милиции, разбой с применением оружия, умышленное тяжкое телесное повреждение и др. В 1991 году об освобождении Вячеслава Иванькова из заключения ходатайствовал правозащитник Сергей Ковалев. В марте 1992 года Япончик эмигрировал в США, где три года спустя был арестован ФБР (по обвинению в организации фиктивного брака с целью легализации в стране и за вымогательство 3,5 млн долларов у двух российских эмигрантов) и приговорен к десяти годам лишения свободы. В 2000 году прокуратура Москвы предъявила Иванькову заочное обвинение в убийстве двух турок и в покушении на убийство третьего. В июне 2004 года Генпрокуратура РФ направила в США запрос о выдаче Иванькова российским властям. 18 июля 2005 года присяжные Московского городского суда оправдали Япончика. После суда исполняющий обязанности прокурора Москвы Владимир Бакун заявил, что 7 из 12 присяжных были якобы уголовниками, но Верховный суд РФ оставил приговор в силе.
Покушение на жизнь 69-летнего Иванькова было совершено вечером 28 июля 2009 года. По данным следствия, стрельба велась из снайперской винтовки Драгунова с оптическим прицелом. 9 октября он скончался от перитонита, развившегося в результате огнестрельного ранения.
Похороны криминального авторитета Япончика прошли на Ваганьковском кладбище
На церемонии находилось много людей, которые заполнили аллею, ведущую к могиле Иванькова, и ближайшие дорожки. Среди траурных венков был замечен венок от Аслана Усояна, известного также как Дед Хасан, с надписью «Дорогому брату от дедушки Хасана».
«Дед Хасан находился на Ваганьковском кладбище и лично отдавал все распоряжения, связанные с процедурой похорон Япончика. Хасана видели оперативные сотрудники, которые обеспечивали безопасность похорон», — сказал собеседник агентства, отметив, что Деда Хасана называют одним из главных мафиози современной России.
Несколько сотен человек пришли проститься с Вячеславом Иваньковым. По сообщениям РИА Новости, журналистов на кладбище не пустили.
«Пресса не допускается на территорию Ваганьковского кладбища по просьбе родственников, которые не хотят освещения церемонии прощания и похорон в СМИ, а мы не хотим судебных разбирательств с семьей покойного», — сообщил один из охранников, провожавший корреспондента новостного агентства за территорию кладбища.
К церкви, где проходило отпевание Япончика, прислонены многочисленные венки, на которых написано «От братвы из Кирова», «От братвы из Ярославля», а также «Любимому другу» и другие.
Как сообщается, саперы проверили кладбище на предмет обнаружения взрывоопасных предметов. Ничего подозрительного обнаружено не было.
Покушение на 69-летнего Иванькова было совершено вечером 28 июля 2009 года, когда криминальный авторитет выходил из ресторана «Тайский слон» на Хорошевском шоссе в Москве. Киллер стрелял из кузова автомобиля «Газель», где была оборудована позиция для ведения стрельбы, из снайперской винтовки Драгунова с расстояния примерно 70 метров.
Япончик получил проникающее ранение брюшной полости, ему пришлось вырезать часть кишечника. Врачи сделали несколько операций. Периодически Иваньков приходил в себя. Рядом с ним постоянно дежурили реаниматологи, однако спасти его не удалось.
По мнению оперативников МУРа, смерть знаменитого «вора в законе» не повлияет на расклад сил в преступном сообществе, но может еще более укрепить и без того влиятельные позиции мафиозного клана Деда Хасана.
«Иваньков-Япончик, бывший в последнее время преданным сторонником Деда Хасана, — фигура культовая, легендарная, он был хранителем воровских традиций, и его устранение преследовало своей главной целью произвести шок в преступном сообществе», — считает источник.
В то же время, по его мнению, какого-либо решающего влияния на постановку задач в криминальной среде Япончик уже не имел. «Его голос, конечно, учитывался, но сам Япончик был уже, скорее, «свадебным генералом», нежели «вершителем судеб», — добавил собеседник агентства.
«Япончика убили не для того, чтобы отнять у него какие-то сферы влияния, и вряд ли его смерть вызовет передел сфер влияния в криминальном мире», — говорит источник.
По данным экспертов, в последние годы за криминальные сферы влияния в столичном регионе и в масштабе страны боролись последователи двух ведущих мафиозных кавказских кланов — группировки Аслана Усояна (Дед Хасан) и Япончика с одной стороны и Тариэла Ониани — с другой.
Ониани, предприниматель грузинского происхождения, в советское время имел несколько судимостей. В СМИ ранее выдвигались версии, что именно он мог быть организатором покушения на Япончика. Ониани в 1980-е годы считался самым авторитетным «вором в законе» в Москве.
Группировка выходца из Тбилиси Деда Хасана, также неоднократно судимого, распространила свое влияние в постсоветское время на различные регионы страны.
«Влияние Деда Хасана и его клана, ближайших родственников простирается на Урал, на южные регионы страны, на Москву, центр России… Сам Хасан зарегистрирован в Санкт-Петербурге, следовательно, и там тоже есть его люди. Плюс ближнее и дальнее зарубежье», — говорит собеседник агентства.
По оценке криминалистов, существенные доходы этой группировке приносят незаконный игорный бизнес, оборот наркотиков и оружия и добыча природных ресурсов, а также «те сферы экономики, где есть наличная прибыль и можно легко утаить доходы, например, строительство или рынок недвижимости».
«Япончик умер, но Дед Хасан жив, и его война с Ониани продолжается, хотя позиции последнего уже значительно ослабели, — отметил источник в МУРе. — Сейчас расклад сил девять к одному — в пользу группировки Деда Хасана».
По данным, которые привел эксперт, в мире на сегодняшний день насчитывается около 400 «воров в законе», из них около 10% — выходцы из России. Наибольшее число «воров в законе» являются уроженцами Грузии. Эта страна является своего рода лидером среди государств мира по «экспорту» криминальных лидеров.