Корреспондент «Завтра твоей страны» попытался разобраться, что будет с белорусской нацией, которая стремительно стареет. И остановить этот естественный процесс невозможно. Как оказалось, бояться того, что 22% жителей страны — старше трудоспособного возраста, не стоит. Нужно менять общественную стратегию, которая делает пожилых людей зависимыми.
По данным Национального статистического комитета в Беларуси начала сокращаться численность населения трудоспособного возраста. Численность населения Беларуси старше трудоспособного возраста увеличилась за 2008 год на 15 тысяч человек и достигла на 1 января 2009 года 2,1 млн. В настоящее время 22% жителей страны — старше трудоспособного возраста.
— В Беларуси наблюдается процесс старения населения. В соответствии с классификацией ООН, население страны считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет составляет 7%. На начало 2009 года удельный вес этой возрастной категории населения в Беларуси достиг 14,1%, — отметила заместитель председателя Национального статистического комитета Елена Кухаревич на пресс-конференции в Минске.
При этом в последние годы снижается численность населения в младших возрастных группах. На начало нынешнего года 1,5 млн. жителей Беларуси были в возрасте до 16 лет (15,8% от общей численности населения), за 2008 год детей стало меньше на 18 тыс. Это обусловлено, прежде всего, сокращением рождаемости в 90-е годы прошлого века.
Тенденция старения сохранится и в дальнейшем.
— С одной стороны, в трудоспособный возраст будут вступать малочисленные группы населения, родившиеся в начале 1990-х годов. С другой — из трудоспособного возраста будут выходить представители поколения послевоенных лет, родившиеся в период всплеска рождаемости, — подчеркивает Елена Кухаревич.
Несмотря на существенные негативные тенденции в динамике численности населения, доля населения в трудоспособном возрасте достаточно велика. На начало 2009 года к этой категории относились более 6 млн. человек (62% общей численности населения). На 1000 трудоспособных в Беларуси в настоящее время приходится 602 нетрудоспособных человека, а в 2000 году их было 725, в 1970-м — 894 человека.
И все бы ничего, но в структуре нетрудоспособного населения снижается число лиц моложе трудоспособного возраста, которые в будущем могли бы пополнить ряды трудящихся.
— В 1970 году на 1000 человек в трудоспособном возрасте приходилось 586 детей до 16 лет, в 2000 году — 356, а на начало 2009 года — только 253 ребенка. Это в два с лишним раза меньше, чем в 70-е годы.
Правда, паниковать не стоит, считает координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси (ЮНФПА) Татьяна Гапличник. Тенденции, связанные с увеличением пожилого населения в стране, свойственны большинству европейских стран. При этом Татьяна Гапличник подчеркивает, что очень важно не изолировать стариков от остального общества.
— Нельзя отделить какую-то часть общества и создать для нее обособленный рай. Пока же в Беларуси создаются для стариков какие-то особые условия. Говорят о лечении, безопасности и так далее. Почему-то не говорят об интеграции пожилых людей в общество, — обозначает проблему эксперт «Завтра твоей страны».
Такая позиция общества, считает Татьяна Гапличник, связана с тем, что старики — неудобная социальная группа, которая напоминает нам о не очень радостном будущем. Это происходит как на индивидуальном уровне, когда все хотят, чтобы их родители жили хорошо, но подальше от них, так и на общественном. Такая стратегия делает пожилых людей зависимыми.
— Создание каких-то определенных условий ставит пожилых людей в позицию зависимости и позицию иждивенцев. Затем мы жалуемся на то, что мировоззрение пожилых людей сводится к тому, что им все что-то должны, — отмечает Татьяна Гапличник.
Между тем, по ее мнению, опыт, знания пожилых — это то, что общество должно учитывать с пользой для себя и самих стариков.
— На мой взгляд, большая проблема современного общества — это то, что люди пожилого возраста воспринимаются как прошлое. На самом деле — это настоящее. Старение — естественный процесс, и остановить его невозможно. Получается, для того, чтобы население оставалось молодым, нужно либо резко увеличить рождаемость (что маловероятно), либо чтобы продолжительность жизни была меньше (что не обсуждается). Значит, нужно смириться с реальностью и тем, что пожилые люди будут составлять все большую и большую часть населения, — считает эксперт.
Татьяна Гапличник ссылается на опыт Запада, где приобретает все большую популярность идея перехода от государства всеобщего благосостояния к обществу всеобщего благосостояния.
— Это означает, что не только государство должно заботиться о детях и стариках, а общество в целом должно заниматься этим, — поясняет координатор программ ЮНФПА. — Сегодня в Европе уходят от различных институциальных форм устройства жизни пожилых людей. Идея заключается в том, чтобы создавать условия, когда человек как можно дольше будет оставаться в своем доме и обслуживать себя сам. Для этого ищут различные приспособления, чтобы старики могли обходиться без посторонней помощи, например, сами одеваться, передвигаться. Конечно, при этом очень важна связь поколений.
Таким образом, в Беларуси, надо искать новые подходы в организации жизни старшего поколения. Чем больше будет в стране людей пожилого возраста, подчеркивает Татьяна Гапличник, тем сложнее станет поддерживать их на современном уровне. И все же придется как-то интегрировать их в общество.
— Обратите внимание — в Западной Европе значительная часть общественных организаций как раз состоит из пенсионеров. Люди там участвуют в общественной жизни, используя свое свободное время, которого действительно много. Вместе с тем у них есть опыт и знания. Человек, когда понимает, что он нужен и востребован, имеет совсем другое, более позитивное отношение к жизни. Обществу же это очень выгодно. Таким образом, речь идет не только об увеличении лет жизни, но и качества прожитых в старости лет, — считает Татьяна Гапличник.