Во вторник президент России Владимир Путин должен обсудить регулирование Рунета с крупнейшими интернет-компаниями. \»Яндекс\» и другие лидеры онлайна хотят знать, будут ли новостные агрегаторы приравнены к СМИ.
В этом случае многие из них готовы вовсе отказаться от новостей. Их собственный бизнес от этого пострадает несильно, а вот сайты медиакомпаний ожидает падение трафика.
В рамках форума \»Интернет-предпринимательство в России\», который пройдет в Москве 10 июня, Путин может провести встречу с первыми лицами российских интернет-компаний. Среди участников форума заявлены гендиректор \»Яндекса\» Аркадий Волож и гендиректор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин.
Бизнесмены надеются обсудить вопросы, связанные с регулированием Рунета, в том числе являются ли интернет-поисковики и новостные агрегаторы средствами массовой информации. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в мае сообщил, что не считать, например, \»Яндекс.Новости\» СМИ было бы несправедливо, и сейчас на экспертном уровне ведется дискуссия, как закрепить это в законодательстве.
Среди крупных интернет-площадок, не являющихся СМИ, новостные подборки помимо \»Яндекса\» и Mail.ru публикуют Google, Rambler, а также новый поисковик \»Спутник\», подконтрольный государственному \»Ростелекому\».
Интернет-компании рассказали РБК, что пригласили в свои офисы депутатов Андрея Лугового и Вадима Деньгина, которые собираются вносить в Госдуму соответствующий законопроект. По словам пресс-секретаря \»Яндекса\» Аси Мелкумовой, цель — продемонстрировать, что новостной сервис работает автоматически, без участия редакторов.
\»У \»Яндекс.Новости\» (news.yandex.ru) нет своей редакции и модераторов, сервис не пишет собственные материалы, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, все новости поставляют партнеры\», — объяснила Мелкумова.
В Mail.ru, как рассказали в пресс-службе, автоматически работает поиск по новостям. Но топ новостей на главной странице и внутренней (news.mail.ru) — это, по словам бывшего сотрудника компании, \»ручной продукт в отличие от полностью автоматического \»Яндекс.Новости\».
У Google нет подборки новостей на главной странице, а в новостном разделе (news.google.ru) они агрегируются автоматически, отметил представитель компании. Также автоматически, по словам главного редактора \»Рамблер-Новости\» (news.rambler.ru) Максима Токарева, происходит отбор и у Rambler.
Пресс-секретарь \»Спутника\», работающего с 22 мая, Дмитрий Чистов сообщил, что лента новостей у поисковика (news.sputnik.ru) формируется автоматически — как у \»Яндекс.Новости\», \»актуальные новости формируются в сюжеты\». За качеством \»склеивания\» сюжетов следит один редактор, но он выполняет скорее техническую функцию, отметил Чистов: \»Собственный контент мы не производим, агрегируя другие СМИ\».
Зарегистрироваться в качестве СМИ, если придется, готов только \»Спутник\». \»Если будет принят закон, требующий от агрегаторов регистрации в качестве СМИ, то мы будем следовать этому закону\», — сказал Чистов.
Новостные разделы приносят поисковикам значительную часть аудитории, но не доходов. По данным comScore, аудитория \»Яндекса\» в России за апрель составила 66 млн человек, а \»Яндекс.Новости\» — 19,3 млн. При этом, как отмечает бывший сотрудник \»Яндекса\», аудитория топа из пяти заголовков на главной странице, по сути, соответствует аудитории этой страницы — то есть примерно 30 млн: \»Большинство просто читают заголовки, а на сюжеты не переходят\».
Главный редактор \»Комсомольской правды\» Владимир Сунгоркин сказал, что переходы на сайт газеты с \»Яндекс.Новости\» составляют только около 3% от общего трафика. Сунгоркин заявил, что новостные агрегаторы должны сами платить СМИ за использование новостей.