Украинский кризис дал новый толчок дискуссии о федерализации Молдавии. В Кишиневе об этом пока говорят лишь эксперты, Тирасполь ставит перед собой другие задачи.
Аннексия Крыма Россией, а также действия сепаратистов на востоке Украины послужили толчком для политической активности в самопровозглашенной Приднестровской республике. 16 апреля парламент региона, который в соответствии с международным правом является частью Молдавии, обратился к ООН, ОБСЕ и России с просьбой признать независимость Приднестровья.
В этом обращении депутаты ссылаются на результаты референдума 2006 года. Тогда жители региона высказались за его независимость \»с последующим присоединением к России\». Реакция Кишинева последовали незамедлительно. Лидер правящей в Молдавии Демократической партии Мариан Лупу назвал призыв Приднестровья \»очередной провокацией\». \»Главное не то, что предпринимает администрация Приднестровья, а то, что предпримет Москва\», — заявил он на заседании парламента 17 апреля.
Судя по заявлению президента России Владимира Путина, сделанного им в тот же день во время \»прямой линии\», Москва пока намерена придерживаться прежних договоренностей по урегулированию приднестровского конфликта с соблюдением принципа территориальной целостности Молдавии.
В самой же Молдавии вновь развернулась дискуссия о федерализации страны как о возможном пути решения конфликта.
\»Меморандум Козака\»
Впервые идея федерализации Молдавии была высказана в 2003 году, когда появился \»Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства\». Сегодня этот документ чаще называют по имени его автора Дмитрия Козака. В 2003 году он был первым заместителем главы администрации президента РФ. \»Меморандум Козака\» предусматривал создание федерации, в которой бы Приднестровье и Гагаузия получили особый статус.
Но Кишинев отказался от подписания документа. По словам тогдашнего президента Молдавии, лидера коммунистов Владимира Воронина, в окончательном варианте меморандума появился несогласованный с Кишиневом пункт \»о размещении в Молдавии российского военного контингента сроком на 20 лет\», а также название \»Приднестровская Молдавская республика\».
По мнению Воронина, все это свидетельствовало о том, что Приднестровье готовилось выйти из состава страны. Отказ Воронина подписать \»меморандум Козака\» всерьез и надолго испортил отношения между Молдавией и Россией.
\»План Ющенко\»
В 2005 году уже Украина разработала документ, получивший неофициальное название \»план Ющенко\». По словам тогдашнего министра реинтеграции Молдавии, а ныне депутата от оппозиции Василия Шовы, к подготовке текста \»приложил руку и официальный Кишинев\». Документ, по сути, предусматривал создание Приднестровской автономии.
Главные положения \»плана Ющенко\» нашли отражение в \»Законе об основных принципах статуса Приднестровского региона\». За него молдавские депутаты единогласно проголосовали в июле 2005 года. Но в Приднестровье этот документ не признают, ссылаясь на то, что он не был заранее согласован с руководством региона.
Последствия украинского кризиса
В ноябре 2013 года лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон предложил очередной план федерализации, во многом повторяющий положения \»меморандума Козака\». \»На данном этапе федерализация страны важна, как никогда, — предостерег Додон в интервью DW. — Если молдавская власть не согласится пойти по этому пути, особенно сегодня, на фоне украинских событий, мы потеряем страну\».
Парламентарий напомнил о необходимости решения не только приднестровской, но и гагаузской проблемы. В Гагаузской автономии также сильны сепаратистские настроения. По мнению экс-министра иностранных дел Приднестровья, а ныне политолога Валерия Лицкая, Гагаузия уже морально \»доросла\» до объекта федерации. Что же касается Приднестровья, то создание федерации Лицкай называет \»лучшим исходом\» после вооруженного конфликта 1992 года.
В марте в Кишиневе на встрече с молдавскими журналистами приднестровский политолог заявил об угрозе для безопасности, которую представляет конфликт на Украине, как для правобережной Молдавии, так и для Приднестровья. \»Кишиневу и Тирасполю пора создавать совместную антикризисную программу\», — считает Лицкай. Эта программа должна минимизировать негативные последствия возможной, по его словам, \»геополитической катастрофы\» на востоке Европе.
\»Это — российский проект\»
\»Вредной\» назвал идею федерализации Молдавии в интервью DW директор Центра стратегических исследований и консалтинга Politicon Анатол Цэрану: \»Это российский проект, направленный на удержание Молдавии в сфере влияния Москвы\». Ведь в случае создания федерации Россия будет оказывать влияние на ее субъекты, а потому Цэрану не сомневается в том, что все это приведет к развалу страны, так как Приднестровье в любой момент сможет выйти из ее состава.
Экономист Галина Шеларь считает, что нет смысла говорить о государственном устройстве, пока не решены основные вопросы с распределением налогов, кредитов, грантов. \»Если полномочия субъекта федерации не подкреплены соответствующими финансовыми ресурсами, то они весьма сомнительны\», — подытожила Шеларь.
Кишинев молчит
Официальный Кишинев на дискуссию о федерализации Молдавии пока никак не реагирует. Власти страны видят только одну возможность урегулирования проблемы Приднестровья — в рамках переговорного процесса в формате \»5+2\», где Кишинев и Тирасполь — стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ — стороны-гаранты, а ЕС и США — наблюдатели. На этих переговорах речь идет об унитарном молдавском государстве.
Что же касается Приднестровья, то властям этой самопровозглашенной республики федерализации мало. Об этом свидетельствует и заявление приднестровского парламента, и ежегодное обращение к жителям региона его руководителя. Евгений Шевчук 7 апреля вновь предложил Кишиневу \»оформить развод\».