В интервью молдавскому информационному изданию Enews лидер Демократической партии Молдавии Мариан Лупу комментирует ключевые темы молдавской внешней и внутренней политики:
— Накануне визита президента Румынии в Республику Молдова, ДПМ выступила с декларацией, в которой охарактеризовала визит как свидетельство нормализации отношений, выразила надежду, что визит будет способствовать скорейшему подписанию Базового Договора и Договора о границе, переходу к прагматическому этапу в двусторонних отношениях между Молдовой и Румынией. Оправдались ваши надежды?
— Ничего не решается за два дня. Визит носил скорее символический характер – преодоление периода противостояния, хотя был обсужден и целый ряд конкретных проектов. Конечно, мы предпочли бы поменьше эмоций и побольше прагматизма во время такого рода визитов, но, повторяю, этот визит был особенным. Он имел место после долгого перерыва, и некоторые «душевные» порывы со стороны и хозяев, и гостей были неизбежны. Оправдал, или нет визит наши ожидания? Посмотрим, все только начинается, энтузиазма в Кишиневе и в Бухаресте много, есть желание добиться ощутимого прогресса во многих областях сотрудничества, и в первую очередь в вопросе европейского партнерства, нацеленного на ускорение процесса интеграции Молдовы в ЕС. Этот настрой, положительный, конструктивный заряд надо не растратить на пустые, стерильные дискуссии по второстепенным вопросам. Надо использовать потенциал нового старта по максимуму.
— Вопрос подписания Базового Договора и Договора о Границе не станет препятствием к сотрудничеству? Президент Бэсеску заявил, что никогда не подпишет Договор, определяющий заново границу между Молдовой и Румынией. Речь, по его словам, может идти о Договоре режима границы, поскольку сама граница определена была давно по линии границы между Румынией и СССР?
— Мы, если вы внимательно читали нашу Декларацию, говорили о Базовом Договоре и Договоре о Границе, адаптированным к современным реалиям. По Базовому Договору проблем нет, насколько я понимаю – его надо подписывать и ратифицировать как можно скорее. С учетом того, что общей нашей целью является стабильность и процветание в этой части Европы, вступление Республики Молдова ЕС. Подписание этого Договора снимет огромный груз подозрений с плеч многих в нашей стране. Что касается границы, у меня есть большая уверенность, что в конце концов будет найдено взаимоприемлемое решение. Я не хочу вспоминать о различного рода спекуляциях вокруг подписания этого соглашения и Базового договора. Подписание Договора о Границе даже выдвигалось в качестве условия подписание Европейской Конвенции о малом приграничном трафике. Конвенция подписана, режим безвизового передвижения начнет работать с конца марта — начала апреля, и не разверзлись хляби земные и небесные, не наступили одна за другою казни египетские, как нам было обещано. Все в порядке. Вокруг некоторых вопросов двусторонних молдо-румынских отношений накручено много спекулятивного, фальшивого и ненужного. Культивировался образ врага и страх перед ним. От этого надо избавляться.
Гарантией сохранения государственности Молдовы является успешная европейская модернизация страны. Как показывает и исторический и современный международный опыт, границы — не самая надежная защита независимости и суверенитета страны. В нашем случае вступление Молдовы в зону общих демократических, европейских ценностей, систему гарантий и норм, регулирующих отношения между двумя демократическими государствами, защитит ее независимость и суверенитет гораздо эффективнее, чем границы с колючей проволокой или армия. Из этого мы будем исходить в нашем диалоге с румынскими коллегами. Еще раз повторяю, у меня есть уверенность, что решение будет найдено.
— А как вы можете прокомментировать недавнее заявление министра иностранных дел Румынии г-на Теодора Баконски о том, что понятие «молдовенизм» является «искусственной этнической и геополитической конструкцией…», о том, что Румыния «на основе ясных научных аргументов отвергает любое требование, которое бы поддерживало идею о существовании в Молдавии нации и языка, отличительного от румынского» и т.п.? Об этом много писала наша пресса.
— Тут я буду столь же недипломатичен как и министр Баконский, который по моему глубокому убеждению, не должен в качестве официального лица очень высокого ранга позволять себе такого рода высказывания. Если не ошибаюсь, министр Баконский заявил, что именно молдовенизм продолжает будоражить дипломатические отношения в этой стороне света. Такого рода заявления официальных лиц из Бухареста — заявления оскорбительные для большинства населения нашей страны, именно они «будоражат», как выразился румынский министр, наши отношения, отравляют взаимодействие и становятся серьезным препятствием к плодотворному сотрудничеству. Считаю, что эти заявления министра Баконски явились большой дипломатической ошибкой главного дипломата Румынии.
— От международной тематики, перейдем к внутренним проблемам, но тоже из категории «непростых», «тонких». Комиссия, созданная и.о. президента г-ном Гимпу по осуждению коммунизма. Тема не сходит со страниц прессы, люди активно это обсуждают практически везде. Вы уже как-то высказывались на эту тему, но очень обще. Не могли бы вы уточнить позицию ДПМ по этому вопросу?
— Позиция наша проста. Задача Комиссии заключается в выявлении и донесении до общественного мнения неизвестных фактов из истории нашей страны определенного периода времени. Никакого политического инструментирования результатов работы Комиссии не должно быть. И мы совершенно однозначно на этом будем настаивать. Абсолютно не претендуя на вмешательство в прерогативы исполняющего обязанности главы государства, считаем, что в такого рода вопросах необходимо больше открытости, консультаций и предварительных обсуждений, в том числе с партнерами по Альянсу. В этом случае г-н Гимпу действовал практически по своей собственной инициативе. Несомненно, был необходим более тщательный подход в выборе названия Комиссии, которая призвана осудить, как представляется, не коммунизм, а преступления коммунизма. Есть вопросы и к персональному составу. Не настаивайте, называть конкретных людей не буду. Целесообразность этой работы именно в этот период времени (20 лет спустя после развала СССР, в условиях жесточайшего экономического мирового кризиса, политического кризиса в стране, и не преодоленного состояния раскола в обществе) тоже очень-очень большой вопрос.
Сейчас концентрироваться на этом поздно, комиссия создана и начала работу, и мы будет внимательно следить за ее деятельностью. Будем ждать результатов исследований.
— Из той же серии. Правительство приняло решение об установлении памятника жертвам 7 апреля и о переименовании одной из центральных улиц Кишинева в ознаменование событий апреля 2009 года. Ваше отношение к этому?
— Это первый раз, когда мы высказываемся по этому вопросу. И мое отношение и позиция ДПМ совершенно однозначна: пока нет результатов расследования Специальной Комиссии по событиям 7 апреля никаких действий по их героизации и увековечивания не должно предприниматься. Мы выступаем категорически против этой инициативы, которая выглядит как поспешная попытка некоторых политиков установить памятник своему собственному приходу к власти.
Надо дать комиссии завершить работу и в спокойной обстановке принимать решение. У нас есть огромное количество по-настоящему серьезных проблем, решение которых требует существенных финансовых средств. Лучше деньги, запланированные на памятник и перебивание вывесок на «новой» улице, отдать семьям погибших. Пользы будет больше.
Поражает всегда настойчивость, с которой люди настаивают на решениях и действиях, которые способны еще больше расколоть наше общество, взорвать его, создать предпосылки для очередного тотального пересмотра всего. Сменится власть – памятник снесут, а улицу переименуют. Если эти решения не станут результатов широкого общественного консенсуса, одобрения. По-моему, это очевидно.
— По поводу решений, инициатив, способных еще больше расколоть общество. Не считаете ли вы, что таких инициатив слишком много, и касаются они в основном проблем, связанных с идентичностью, языком, историей и пр.?
— Мы в ДПМ называем все это «проклятыми вопросами молдаван». ДПМ изначально и неоднократно заявляла, что все эти вопросы, в условиях когда перед Молдовой, перед АЕИ стоят такие сложные комплексные вопросы по реформированию, модернизации страны, необходимо отложить, не выпячивать. До сих пор в нашем обществе неоднозначное отношение ко многим из них. Постоянное вбрасывание в общество различного рода инициатив из категории этих проклятых вопросов, еще больше раскалывает его, создает дополнительные трудности и препятствия к решению по-настоящему насущных проблем страны: нищета, коррупция, продажное правосудие, разваливающиеся медицина и образование, безработица и т.д. У людей создается впечатление, что эти инициативы вбрасываются специально, чтобы отвлечь внимание людей от неспособности властей эффективно управлять государством, страной. К этим методам прибегала предыдущая власть. Нынешняя (часть ее) \»впадает\» в тот же грех. Это неприемлемо. ДПМ считает, что далее так продолжаться не может, «проклятые вопросы молдаван» надо оставить ученым и времени. Они расставят все по местам. Мы решительно будем сопротивляться всяким проектам и инициативам такого рода, и будем рассматривать из как прямую попытку расколоть правящий Альянс и саботировать работу по решению серьезных проблем, стоящих перед нынешней властью и страной.
— Не могу удержаться и не спросить вас о т. н. деле Чибрика и о регистрации минюстом организации «Национал-Христианское Движение» во главе с небезызвестным легионером С. Лашку? Чибрик, похоже, отделался легким испугом, а минюст в лице организации Лашку зарегистрировал нацистскую группировку.
— Для нас с самого начала было ясно, что в случае с демонтажем Ханукии мы имеем дело с актом антисемитизма, религиозного экстремизма и нетерпимости. Именно так этот событие, как мы считаем, должны трактовать соответствующие органы. Участники этой позорной акции должны ответить по закону. Что у нас положено за антисемитизм, религиозный экстремизм и нетерпимость?
— За это может быть и уголовная ответственность.
— Я не думаю, что все должно закончится штрафом в 600 леев. Насколько я понимаю, т.н. дело Чибрика вызвало неподдельный интерес и у тех, с кем встречался в рамках официальной программы в США премьер Филат. Общественное мнение дома и за рубежом игнорировать нельзя.
Что касается регистрации организации «Национал-Христианское Движение», то, думается, минюст, подошел к этому вопросу с исключительно формальной позиции. Представляется, что при принятии решений о регистрации того или иного формирования, организации изучаются не только учредительные документы, но и их практическая деятельность. Что касается практики С. Лашку и его организации, тут, по нашему мнению, есть основания для пересмотра решения о регистрации. У несогласных с решением минюста всегда есть возможность обратиться в суд. Кстати, в суд могут, я думаю, обратиться и те, кто не согласны с решением минюста о регистрации этого формирования. Повторяю, мы в ДПМ считаем, что это экстремистская, нацистская организация, которую нельзя было регистрировать в Молдове.
— У нас есть огромное количество вопросов экономического. Социального характера, но, боюсь, мы не сможем охватить все многообразия проблем в одном интервью. Тем не менее, еще один вопрос позвольте вам задать. Он касается изменения Конституции, тут так много противоречивой информации, что хотелось бы от вас какой-то ясности: что, где и когда будет меняться в нашей Конституции?
— Легче ответить на все вопросы по экономике и социальной сфере, чем на один по Конституции. Начну с того, что единого мнения до сих пор не удалось выработать. В самой конституционной комиссии нет общей позиции ни по одному из вопросов, кроме того, что что-то менять надо. Из этого исходит и ДПМ. Надо менять, ибо конституционные проблемы только усугубляют политический кризис, с которым сталкивается страна. В идеале, при более ответственном, устоявшемся политическом классе, все проблемы могли найти свое решение через диалог и компромиссы и в рамках настоящей Конституции. Но мы имеем дело с теми, с кем имеем дело, поэтому есть необходимость идти на поправки в Основной Закон нашего государства. На этом этапе я могу сказать с уверенностью только о том, что мы все должны оставаться строго в правовом поле, никакие юридические действия сомнительного характера не должны иметь место. Если мы меняем что-то, это должно быть сделано безукоризненно с правовой точки зрения. Помимо всего, это даст возможность избежать в будущем очередных пересмотров Конституции на основании того, что не был соблюден закон, процедура и т.п. при внесении изменений. В этом смысле помощь и рекомендации Венецианской Комиссии, самого авторитетного международного органа, занимающегося вопросами конституционного права, для нас исключительно важны. В конце февраля в Молдову прибывает делегация Венецианской Комиссии, которая будет встречаться с лидерами Альянса, оппозиции и другими лицами, вовлеченными в процесс. Думаю, что по результатам этого визита можно будет судить о том, каким образом мы будем менять Конституцию (если будем вообще) в краткосрочной перспективе. То есть в этом году. Пока больше нечего добавить.