Сразу после вступления в должность новый президент Франции Франсуа Олланд встретился в Берлине с канцлером Германии. Несмотря на разногласия, оба лидера намерены выработать общую антикризисную стратегию.
Во вторник, 15 мая, сразу после церемонии вступления в должность новый французский президент Франсуа Олланд отправился в Берлин на встречу с канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel). Визит, однако, начался с полуторачасовой задержки. Едва президент поднялся в воздух, как в его самолет ударила молния. Пришлось возвращаться в Париж, пересаживаться на другой. Недоброе предзнаменование? В германо-французских отношениях начинает штормить?
Фискальный пакт под вопросом?
В ходе предвыборной кампании, да и в своем первом заявлении после вступления в должность Франсуа Олланд и в самом деле выступал с тезисами, идущими вразрез с антикризисным курсом немецкого канцлера. Любимое детище Ангелы Меркель — принятый 25 странами Евросоюза так называемый фискальный пакт, предусматривающий строгую бюджетную дисциплину и включение в национальные законодательства — по примеру Германии — специального механизма, ограничивающего возможности увеличения государственной задолженности. После некоторых колебаний этот пакт поддержал и прежний президент Франции Николя Саркози.
А вот Франсуа Олланд считает режим строгой экономии как минимум недостаточным инструментом для преодоления кризиса в еврозоне. \»Стратегия \»Меркози\» с экономической и политической точки зрения оказалась в тупике, — заявил в интервью газете Süddeutsche Zeitung сторонник нового президента Франции, известный французский экономист, директор исследовательского института CNRS Эли Коэн. — С экономической — потому, что режим экономии усугубил проблемы стран, и без того находящихся на грани рецессии, а с политической — так как люди не готовы мириться с шоковой терапией, как в Греции или сейчас в Испании\». По словам эксперта, избрание Олланда позволяет выработать иную стратегию, направленную на бюджетную консолидацию и одновременно стимулирующую экономический рост.
Стратегия французского президента
Определенное представление об этой стратегии дает антикризисная программа, разработанная немецкими социал-демократами совместно с социалистами Франсуа Олланда. Ее главная идея заключается в том, чтобы дополнить фискальный пакт мерами по содействию экономическому росту. Это, например, программа по сокращению безработицы среди молодежи, инвестиции в развитие европейской инфраструктуры в сфере энергетики, транспорта и информационных технологий, повышение капитализации Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), что позволит ему активнее содействовать росту экономической конъюнктуры, перепрограммирование имеющихся в ЕС фондов структурного развития, значительная часть которых вообще не отзывается из-за строгих требований софинансирования.
Разногласия и воля к единству
Что касается перераспределения имеющихся в казне ЕС средств, либерализации европейского рынка труда и снятия бюрократических ограничений, то Ангела Меркель — за. Но она категорически против смягчения фискального пакта, выпуска европейских целевых займов на конкретные инфраструктурные проекты под гарантии ЕИБ и вообще против каких бы то ни было инвестиций, для которых потребовались бы новые кредиты. И уж ни в коем случае экономический рост в кризисных странах еврозоны, считает канцлер, не должен достигаться за счет немецких налогоплательщиков.
На совместной пресс-конференции Меркель заявила об этом весьма недвусмысленно. Вместе с тем оба лидера постарались сгладить имеющиеся разногласия, хотя и признали их наличие, объявили о том, что уже на июньском саммите ЕС будут обсуждаться возможные варианты преодоления кризиса и, возможно, новая германо-французская стратегия экономического роста, а в Берлине состоялось всего лишь первое \»знакомство на высшем уровне\».
\»Нам предстоит отработать очень интенсивную повестку дня, — заявила Ангела Меркель, — и на нас возложена ответственность работать сообща\». И она, и президент Франции высказались также за сохранение Греции в еврозоне, невзирая на сложную политическую ситуацию в стране, а Франсуа Олланд добавил, что надеется на здравый смысл греческих избирателей, которые на повторных выборах подтвердят \»свою приверженность еврозоне\».
Компромисс — после выборов
Пока неясно, каким станет распределение ролей в новом германо-французском тандеме и как может выглядеть компромисс в вопросе о путях преодоления кризиса, о воле к достижению которого заявили в Берлине Меркель и Олланд. От их первой встречи, однако, ни ее участники, ни наблюдатели прорыва и не ожидали. \»Но я уверен, что самое позднее к концу июня мы сумеем договориться о совместном германо-французском подходе\», — заявил управляющий делами фракции ХДС/ХСС в бундестаге Петер Альтмайер (Peter Altmaier).
В ближайшее время у Меркель и Олланда будет немало возможностей поговорить друг с другом на различных международных площадках. Уже в конце этой недели они увидятся в США рамках саммитов G8 и НАТО. В среду на следующей неделе состоится неформальная встреча лидеров ЕС в Брюсселе. Но самые большие надежды в ведомстве канцлера возлагают на двусторонние переговоры уже после парламентских выборов во Франции в июне. Советники Меркель понимают, что в разгар предвыборной кампании лидер социалистов не может отойти от тех позиций, которые помогли ему завоевать Елисейский дворец. Но вот после выборов, надеются они, Франсуа Олланд станет более сговорчивым.