Украина активно наращивает сотрудничество с Минским автомобильным заводом. Но это не нравится оппонентам действующего режима, которые видят в этом элементы коррупционных схем.

В марте корпорация «Богдан», которая принадлежит Олегу Гладковскому (прежняя фамилия Свинарчук), давнему партнеру президента Петра Порошенко, заключила соглашение с МАЗом о производстве на мощностях компании в Черкассах грузовиков двойного назначения из белорусских и украинских комплектующих. В рамках договора планируется выпускать автомобили под брендом «Богдан»: 5316 с колесной формулой 4×4, 6317 с колесной формулой 6×6, а также в дальнейшем планируется организация производства седельного тягача 6425 с колесной формулой 6×6.
В пресс-службе «Богдана» не уточняют планируемые объемы выпуска автотехники, отмечая, что это будет зависеть от потребностей рынка. По словам директора завода Владислава Сопита, приводимым в сообщении, производимая в Черкассах техника двойного назначения может быть использована как гражданскими, так и силовыми структурами в зоне проведения АТО. В корпорации напоминают, что это уже не первый пример сотрудничества «Богдана» и МАЗа — компании уже имели ряд общих проектов.
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко называет «странным» решение отказаться от украинских КрАЗов (Кременчугский автомобильный завод. — TUT.BY) в пользу белорусских МАЗов. При этом объясняет все «очень просто»: технику будут собирать на заводе «Богдан» в Черкассах, «который принадлежит президенту Порошенко». Кроме того, вызывает подозрение и то, что «бывший директор „Богдана“ Свинарчук-Гладковский, назначенный Порошенко первым заместителем секретаря [Службы национальной безопасости и обороны] СНБО и отвечает за военно-промышленный комплекс». «То есть, как видим, сам у себя покупает технику за бюджетный счет», — заключил радикал.
Учитывая то, что КрАЗ «был самым большим подрядчиком Гособоронзаказа», нужды только Вооруженных сил, по оценке Генштаба Украины, «составляют более 9000 единиц колесных транспортных средств». А самому предприятию поставляют свою продукцию свыше 200 предприятий, включая «Днепроспецсталь», «Запорожсталь», «Азовсталь», «Электротяжмаш» и другие, «в конце 2015 года в режиме строгой секретности Гособоронзаказ составил договор закупки 120 автомобилей марки МАЗ со сроком поставки в феврале 2016 года».
Но самое возмутительное, по мнению радикального депутата, то, что, закупая белорусскую технику, Киев «не только частично финансирует экономику этой страны, но и экономику Российской Федерации», так как МАЗ «преимущественно состоит из российских комплектующих материалов, потому что в Белоруссии нет производства радиаторов, цветных металлов, плоского проката и многого другого, что закупается в РФ».
Директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак, комментируя «Главкому», почему именно «Богдан» получил возможность собирать МАЗы, заявил, что «сегодня в системе закупок, в том числе в системе формирования государственного оборонного заказа, действуют правила личных договоренностей, как это и должно быть в условиях ручного режима управления сектором безопасности».
По данным пресс-службы компании «УкрЕвроМАЗ» (официальный дилер Минского автозавода), по итогам продаж 2015 года МАЗ стал брендом номер один в Украине в сегменте грузовиков полной массой свыше 3,5 тонны: реализовано 294 автомобиля. Часть техники была приобретена с участием «Укргазбанка» в кредит с частичной компенсацией процентов Минфином Беларуси.
Впрочем, не все у МАЗа в Украине протекает гладко. Недавно Минский автозавод обратился в Антимонопольный комитет Украины с просьбой аннулировать результаты тендера на поставку Львову 55 автобусов. Победу в конкурсе львовские власти отдали отечественному производителю «Электронтранс», который и обязался поставить 55 низкопольных автобусов «Электрон» родному городу на сумму более 200 млн гривен. Антимонопольный комитет аннулировал результаты тендера и договор с автобусным заводом город так и не заключил, сообщает Аutoconsulting.
Мэр Львова Андрей Садовой отметил, что для него важно, чтобы развивалось львовское предприятие, создавались рабочие места, выпускалась качественная продукция как для львовян, так и для других городов Украины и Европы.
Эксперты и до судебной тяжбы сомневались, что львовский завод успеет поставить все 55 автобусов в 2016 году.