Беларусь не будет блокировать подписание Договора о ЕАЭС. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня журналистам, говоря об итогах состоявшихся накануне в Москве переговоров с руководством России, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам президента, те вопросы в формировании Евразийского экономического союза, по которым не удалось договориться в формате \»тройки\», были вынесены за скобки и решаются на двусторонней основе. \»Мы вчера в двустороннем формате практически урегулировали все наши вопросы. Я поручил правительству сейчас тщательнейшим образом проработать все направления этого договора, чтобы уже окончательно к 29 мая иметь четкое представление, что мы подписываем, как мы подписываем, что мы будем иметь от этого экономического союза, каковы перспективы\», — отметил белорусский лидер.
\»Кое-что там относится на несколько лет, вплоть до 10 лет. Это, конечно, плохо, это не наша позиция. Вы нашу позицию знаете: без изъятий и ограничений мы должны строить экономический союз. Наши партнеры не по всем позициям, мягко скажем, к этому готовы\», — заметил глава государства.
\»Мы не будем блокировать подписание этого договора. Если не можем сделать большой крупный шаг, то тогда маленькими шажками надо идти вперед. Мы исходим из этого\», — заявил Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко подчеркнул, что сторонам удалось достигнуть договоренности по всем вопросам. В том числе урегулирован вопрос продажи собираемых в Беларуси автомобилей на российском рынке. Также решен вопрос грузоперевозок. \»Мы решили на десятилетие вперед вопрос поставок природного газа (он и раньше был решен), но также очень важно — нефти в тех объемах, которые мы хотели бы с перспективой увеличения, если нам это нужно будет. Но пока 23 млн т (в год. — Прим. БЕЛТА) для нас предостаточно для того, чтобы загрузить нефтеперерабатывающие заводы\», — заявил глава белорусского государства.
По словам Александра Лукашенко, Беларусь и Россия также договорились по поэтапной отмене перечислений в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты. \»Мы постепенно будем их снимать. В будущем году примерно половина остается в Беларуси, а с 2016 года, я полагаю, мы решим и вторую часть, — заявил Президент. — Примерно $1,5 млрд в будущем году останется в бюджете Беларуси. Около этого мы перечислим в бюджет России. А на 2016 год, как я сказал, мы вернемся к этому вопросу, и я уверен, что мы полностью в течение двух лет снимем эти пошлины и будем цивилизованно торговать\».
По словам главы государства, на прошедших в Москве переговорах вопрос продажи легковых автомобилей на российском рынке был решен легко и быстро. \»Договорились, что мы порядка 2% от такого класса автомобилей в России поставим отсюда. Это будет 25-30 тыс. автомобилей, больше мы, наверное, не произведем на существующих мощностях\», — пояснил президент.
Александр Лукашенко уверен, что поставки на российский рынок автомобилей Geely, произведенных совместным белорусско-китайским предприятием, не окажут существенного влияния на этот рынок и тем более не обрушат его. По словам Президента, в прошлом году китайцы произвели около 50 тыс. таких автомобилей в России и смогли их все продать. \»Немцы, французы не смогли, а китайцы прирастили продажу автомобилей на российском рынке за прошлый год примерно на 46-48%. Все остальные упали. Значит, есть спрос\», — сказал Александр Лукашенко.
\»Это выбор для россиян. Если они хотят купить этот автомобиль, пускай покупают. Если он некачественный, ни у нас, ни там никто не возьмет\», — отметил глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в будущем предстоит провести серьезную работу, чтобы нарастить локализацию в производстве машин Geely в Беларуси, чтобы отечественных и российских комплектующих становилось больше. Планируется, что за два года уровень локализации на белорусско-китайском предприятии достигнет 30%, к 2018 году — 50%. В будущем также планируется существенно нарастить объемы производства. Это произойдет после строительства завода. На этот проект китайская сторона выделяет Беларуси кредит в размере около $250 млн. На нем планируется выпускать порядка 250 тыс. автомобилей в год.