25 ноября в подмосковных Горках прошло заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси, на котором были подписаны межправительственные соглашения о покупке \»Газпромом\» второй половины \»Белтрансгаза\» за $2,5 млрд (первые 50% акций монополия за ту же цену приобрела в 2007 году).
Схватка двух союзных государств за актив длилась девять лет и состояла из девяти локальных войн: трех газовых (январь 2004-го, декабрь 2006-го и июнь 2010-го), сахарной (февраль 2006-го), конфетной (ноябрь 2006-го), алкогольной (декабрь 2006-го), нефтяной (январь 2007-го), молочной (май 2009-го) и электрической (июль 2011-го).
Из всех них Россия выходила с победой (когда с убедительной, а когда и не очень), но Александр Лукашенко трубу отдавать упорно не желал. Что неудивительно, ведь она была его самым эффективным инструментом торга с Москвой: через Беларусь Россия ежегодно прокачивает 33 млрд кубометров газа (около 20% всех поставок в Европу).
Вероятно, не отдал бы он \»Белтрансгаз\» и сейчас, если бы в этом году его страна не столкнулась с тяжелейшим за всю ее новейшую историю экономическим кризисом. В обменниках кончилась валюта, в магазинах — товары повседневного спроса, и еще вчера всем довольные граждане вдруг начали выходить на улицы и открыто выражать свое разочарование любимым президентом, которого они не далее как в декабре 2010-го избрали на новый срок 80% голосов.
В этой ситуации лидеру Беларуси оставалось только согласиться на продажу. Крайнюю слабость его переговорных позиций подтверждает и тот факт, что обычно очень обидчивый Лукашенко молча стерпел публичное унижение, которому его за пару часов до подписания документов по \»Белтрансгазу\» подвергли Дмитрий Медведев и Владимир Путин. На предвыборной встрече с женщинами в тех же Горках президент и премьер вдруг решили продемонстрировать аудитории свое остроумие, выбрав в качестве объекта для насмешек белорусского президента.
\»Мы бы с вами, конечно же, с удовольствием еще остались, но сейчас к нам едет Александр Лукашенко\»,- сказал Медведев. \»Его уж мы к вам подпустить никак не можем\»,- добавил Путин. Если тот зайдет, то они с премьером \»обидятся\», пояснил президент, а в завершении встречи добавил: \»Скажу дипломатически, может, не вполне корректную вещь, но мне не очень хочется сейчас уходить от вас к нашему коллеге\».
За это унижение Лукашенко получил весьма достойную цену. Помимо $2,5 млрд за саму трубу ему предоставили значительную скидку на газ (в 2012 году 1 тыс. кубометров для Беларусь будет стоить $166 против сегодняшних $250) и кредит $10 млрд сроком на 15 лет на строительство АЭС.
Таким образом, общая сумма сделки составила $12,5 млрд, а благодаря подешевевшему газу дефицит счета текущих операций Беларуси сократится с $7 млрд до $4 млрд в год. Вырученных средств республике хватит, чтобы спокойно прожить по докризисной модели еще три года, и деньги снова закончатся за год до истечения президентских полномочий Лукашенко.
Правда, эту дыру в $4 млрд ему вполне по силам заткнуть при помощи плавной приватизации других предприятий. Следовательно, из Москвы белорусский лидер уехал пусть и без трубы, но зато с твердыми гарантиями своего пребывания у власти до 2016 года.
На этом эпоха Лукашенко, вероятно, и закончится, так как продавать Беларуси будет уже особо нечего, равно как и нечем будет выбивать из России новые кредиты и скидки.