4 декабря, с 17:00 до 18:00, кандидаты в президенты на выборах-2010 встретятся в теледебатах в прямом эфире Первого национального телеканала.
Предыстория
Последние теледебаты, которые могли наблюдать белорусские зрители в прямом эфире, проходили на выборах в 1994 году. Молодой оппозиционный политик Александр Лукашенко распекал тогда номенклатурщика Вячеслава Кебича. Был выделен эфир 2,5 часа, дебаты посмотрело 90% белорусов. Некоторые фразы передавались из уст в уста:
— Вот вы говорите, что запустите заводы. А как вы это сделаете? – интересовался Вячеслав Кебич у молодого оппозиционера
— Запустим! Вы не запустили, а мы запустим! Мы знаем как, — отвечал Александр Лукашенко.
Участник выборов-2006 от демсил Александр Милинкевич также вызывал Александра Лукашенко на теледебаты. \»Я приглашаю его на открытые теледебаты в прямом эфире, — сказал Милинкевич 22 февраля во время своего предвыборного обращения к избирателям. — Я считаю, что если в законе и написано, что теледебаты не предусмотрены, это не значит, что не нужно говорить. Потому что люди хотят знать правду, люди хотят знать ответы на вопросы, которые их волнуют, и очень важно, чтобы и те, кто претендует на роль руководителя государства, и те, кто сегодня руководит страной, встречались, говорили, обсуждали и пожимали друг другу руки\». Однако дебатов тогда не было.
14 октября 2010 года председатель ЦИК Лидия Ермошина сообщила, что нынешние теледебаты будут проводиться в записи. \»Это станет для многих кандидатов страховкой, поскольку не все из них являются опытными медийными борцами, и запись позволит представить их в более привлекательном свете в глазах избирателей\», — пояснила она.
Критика, которая вылилась на ЦИК в связи с данным заявлением, указывала на то, что прямой эфир ради того и существует, чтобы показывать кандидатов такими, какие они есть, чтобы избиратели могли видеть, за кого собираются отдать свой голос, без прикрас.
Решение ЦИК и Белтелерадиокомпании о проведении дебатов в прямом эфире стало неожиданностью как для избирателей, так и для участников гонки, которые уже и не надеялись на такую возможность.
Чего ожидать
Учитывая количество кандидатов, идущих на нынешние выборы, эфирного времени выделено Белтелерадиокомпанией очень мало. По сути, у каждого из десяти кандидатов будет всего минут пять на ответы. Что можно сказать за пять минут, если и два раза по 30 минут было мало, чтобы вникнуть в программу и проникнуться позицией?
Разговор между кандидатами пойдет через \»переводчика\», то есть через ведущего. Что тоже странно, поскольку сам жанр предполагает прямой диалог. В противном случае это превратится в обычное блиц-интервью.
Альтернативные кандидаты были бы рады видеть на теледебатах Александра Лукашенко, о чем заявляли неоднократно, потому что именно его появление могло бы задать остроту дискуссии. Хотя, возможно, для кого-то участие действующего президента будет губительно: он хороший оратор, умеет импровизировать, пассажи его неожиданны. И даже если они неоднозначны и не всегда приводят в восторг, но держать внимание публики Александр Лукашенко умеет. А также может осадить слабого оппонента. Однако нередко лидирующий кандидат становится и спасением для \»утопающего\», вытягивая его своими ответами, выводя на новые острые моменты дискуссии и прибавляя ему рейтинг.
Ярослав Романчук, представляющий Объединенную гражданскую партию, ранее заявлял, что теледебаты без Александра Лукашекно не имеют смысла: \»Я вижу смысл в том, чтобы вступать в дискуссию только с Александром Лукашенко — именно он воплощает оппозицию всем тем взглядам, которые представляю я, — цитирует его БелаПАН. — Что касается дебатов с другими демократическими кандидатами, то они имеют смысл в том случае, если превратить их в презентацию оппозиции, разбив на какие-то темы между участниками дебатов. Предположим, я буду говорить о социально-экономическом развитии, кто-то о внешней политике, кто-то о культуре\».
Идти на теледебаты общим фронтом, договорившись предварительно о сценарии их проведения, предлагал и Виталий Рымашевский от БХД: \»Мы выйдем с таким предложением: встретиться всем кандидатам перед дебатами и продумать формат участия. Потому что выставлять демсилы как расколотые, разбитые, которые ругаются между собой, — это опять-таки будет в пользу Лукашенко\»
Однако после недавнего телевыступления Григория Костусева от партии БНФ, в котором он намекнул на пророссийскость некоторых кандидатов, острый диалог может сложиться и без участия действующего президента. Правда, в этом случае перекинутся на присутствующих в студии, а это не на руку альтернативным кандидатам. Им и без того не удалось договориться о выдвижении единого кандидата на выборах, что рано или поздно должно было проявиться.
Кто придет
Александр Лукашенко отнесся к идее теледебатов весьма прохладно, хотя именно участие в подобном шоу укрепило его шансы на выборах в 1994 году. В этот раз действующий президент заявил в интервью польским СМИ о своем участии: \»\»Я в данном случае не вижу такой необходимости по многим причинам\». Хотя тут же добавил: \»Возможно, такая ситуация сложится, что я буду участвовать в этих дебатах\».
Владимир Некляев, представляющий кампанию \»Говори правду!\», выдвигал требование прямого эфира для теледебатов и предлагал их бойкотировать, если они пойдут в записи. А поскольку прямой эфир будет, терять ему нечего.
Судя по всему, не стоит ожидать на теледебатах руководителя частного предприятия \»Тривиум\» Дмитрия Усса. Он уже отказывался от эфирного времени на радио, а в телеэфире использовал сначала 7 минут, а затем 6 из 30-ти возможных. Хотя именно у него могло бы получиться уложиться в регламент.
Экономист Виктор Терещенко не видит иного соперника по теледебатам, кроме Александра Лукашенко: \»Обсуждать ту или иную тему мне хотелось бы с представителем властей. Зачем мне Костусев или Санников? Что я от них могу услышать? Никто, кроме меня, не участвовал в разработке государственных программ. Никто не владеет определенной экономикой ситуации. Никто ничего не предложил с Некляевым включительно\».
Григорий Костусев ранее заявлял: \»Нецелесообразно участвовать в дебатах с кандидатами, чьи взгляды нам близки. Какой же между нами может быть спор? Если Лукашенко принимать участие в дебатах не будет, я готов вызвать на дебаты Некляева, Санникова, Романчука\». В данную концепцию вполне вписывается его обвинение кандидатов в пророссийскости.
Андрей Санников высказывался о дебатах неопределенно. Алексей Михалевич готов дискутировать и с другими кандидатами, не отдавая предпочтение действующему руководителю страны. Романчука и Рымашевского также можно ожидать с высокой долей вероятности.