Последовать примеру суперзвезд тут же пожелали Мадонна, Oasis, Jamiroquai и Nine Inch Nails. Через год после этого решения, получившего определение «революции в мире шоу-бизнеса», упростить путь горячей пластинки к голодным ушам меломана решила белорусская группа «Ляпис Трубецкой».
25 сентября «Ляписы» предложат свой новый альбом «Манифест» для бесплатного скачивания в интернете, акцентируя при этом, что группа является тружеником как минимум трех национальных музыкальных полей. Россиянам скачать «Манифест» предложат с сайта Afisha.ru, жители Украины смогут получить альбом на портале Afisha.ua, в Беларуси миссию нести бесценное искусство в массы возьмет на себя ресурс TUT.by.
Интернет-релизы на нашем музыкальном пространстве, за исключением начинающих и неизвестных групп, выкладывающих в интернет свои не слишком качественные записи, — не распространенная практика. Но у группы есть свое объяснение такому шагу.
«Главная задача современного творческого человека — переосмыслить и адаптировать под нынешние реалии лозунг DIY — do it yourself, — признается лидер «Ляписов» Сергей Михалок на сайтегруппы. — И это касается не только анархо-панк-культуры, но независимого искусства вообще… Корпорации, медиа-холдинги, рекорд-лейблы и другие монстры шоу-бизнеса — это губительный фильтр для любых свежих идей! Продажа аудио-носителей, отчисления с концертов, авторские поборы кормят целую кучу этих дармоедов, а музыкант при этом получает жалкие проценты. Есть единственная возможность бороться с околомузыкальной системой — надо всем выкладывать музыку в интернет! Тогда она попадет к слушателю быстро и бесплатно. Если публике закатит — она придет на концерт, ну а если нет — «начните игру с начала».
После выхода предыдущего и очень успешного альбома «Капитал», отвечая на вопрос о всепоедающей коммерции, Михалок говорил исключительно о свободе, как о самом важном факторе жизнедеятельности музыканта: «Мы анархо-синдикат в сегменте чахлого шоубиза! Независимость, самоокупаемость, отсутствие спонсоров и долговременных контрактов дают ощущение свободы. Ценовая политика гибкая — за заказники ломим круто; а фесты, небольшие клубы — по-минимуму, а то и бесплатно… Главное — отсутствие руководящего центра и полная автономия в действиях!»
Вокалист «Ляписов» уверен, что единственным источником заработка являются концерты, потому что продажи альбомов, учитывая умелую работу пиратов, не способны покрыть затраты на рекламу. Вместо того чтобы кооперироваться с серьезными компаниями, Михалок выступает за дружбу и совместный труд на ниве пиратства и подделок:
«Я думаю, что пираты вообще помогают… Лично у меня дома почти все диски — пиратские. Корпорации вяло реагируют на инди-альт-андеграунд-музло, да и цена подделок радует! Так что я за шаровую или доступную музыку в сети! И за пиратский самиздат… Вменяемые коллеги тоже не против! Акции типа — купи лицензию, раздави катком контрафакты — позерство и лицемерие».
Михалок не боится глобализации, отмечая, что корпорации, использующие музыкантов в своих целях, музыканты должны использовать с умом для реализации себя.
«Творческий подход — в продвижении, и рационализация старых схем распространения идей дают надежду на успех в принципе любому человеку…», — говорит лидер одной (если не главной) из самых успешных и популярных белорусских групп.
Статус «культовой», «легендарной» группы «Ляписов» скорее смешит, чем заставляет снить себя вылитыми из бронзы и мрамора. Михалок надеется, что коллектив остается «новаторским и моложавым». Возможно, идея организовать релиз во всемирной сети выросла из этого желания.
И все же «Ляписы» лукавят, призывая каждого повторять их ход. Ведь позволить себе «отдаться» слушателям бесплатно может только действительно самоуверенная, суперпопулярная и востребованная команда.
В случае с Radiohead слушателям предлагалось самим определять цену для скачивания. Данные о доходах при этом достаточно противоречивы. Менеджер группы заявил, что средняя цена составила 4 фунта, агентство Reuters сообщало о том, что за альбом платили четверо из десяти, отдавая в среднем по 2,9 фунта. Сам же Йорк утверждает, что доход от In Rainbows превзошел доход от скачивания всех предыдущих альбомов Radiohead вместе взятых.
В их случае революция происходит не потому, что музыканты делятся своим творчеством с пользователями виртуального пространства, а из-за того, что это исключительные музыканты. Впрочем, как и в нашем случае. Манифест написан — время великих свершений наступило.