В переговорах по Таможенному союзу все проблемные позиции, которые были у Беларуси, учтены, сообщил сегодня журналистам Александр Лукашенко.
Вступление Беларуси в Таможенный союз не приведет к резкому повышению цен на товары, заявил сегодня журналистам президент. Лукашенко подчеркнул, что если пошлины на импортные товары снижаются, то цены на эти товары не должны в конечном итоге увеличиться. «Это, конечно, создаст конкуренцию для наших аналогичных товаров, которые мы выпускаем, но ведь мы, напомню, свои позиции защитили, — добавил президент. — А в принципе у нас сохранится в подавляющем большинстве тот уровень цен, который есть».
Лукашенко отметил, что у Беларуси, Казахстана и России разные экономики. «Мы, по большому счету, не такие уж и конкуренты. Ну, допустим, если у нас есть МАЗ, то в России — КамАЗ. Это нам говорит о том, что мы должны защищать отечественное производство пошлинами и т.д. В Казахстане этого производства нет, но они присоединились к нам. У нас нет производства легковых автомобилей, а в России есть. Россия хотела бы, чтобы этот вид производства был защищен. Допустим, мы пошли навстречу россиянам, тогда россияне пойдут навстречу нам по другим вопросам и т.д.», — сказал президент.
Вместе с тем, по его словам, вопрос пошлин на легковые автомобили является чувствительным для белорусской экономики, поэтому окончательного решения по нему еще не принято. «По физическим лицам мы этот вопрос пока оставили в стороне. Мы говорим о юридических лицах. Легковой транспорт — это, в принципе, единственная позиция, которая по-настоящему волнует людей», — сказал глава государства. При этом он отметил: «Извините, но если мы сюда будем завозить меньше подержанного хлама, то, может, ничего страшного в этом нет. Мы выиграем по другим позициям».
Таможенный союз создается для людей, «потому что МАЗу, БелАЗу, другим предприятиям будет легче работать без барьеров и всяких препон на этом огромном рынке», подчеркнул Лукашенко.
В целом президент отметил, что Таможенный союз — это «взаимные уступки, взаимная поддержка и огромный рынок». «Бояться здесь нечего» — сказал он.
«С 1 июля 2010 года должно быть закончено создание этой единой таможенной территории, — напомнил президент. — И тогда уже контроль за импортом будет осуществлять комиссия, которую мы создаем». «Импортные деньги — это деньги бюджета. И поэтому мы очень тщательно к этому вопросу подходили во время переговоров», — добавил он.
Лукашенко также напомнил, что 30 ноября во время встречи с итальянским премьером Сильвио Берлускони также была затронута тема Таможенного союза. «Как только мы подписали документы Таможенного союза, Берлускони уже видит не 10-миллионную Беларусь, а огромное экономического пространство, которое открывается через Беларусь», — сказал президент. «И куда они хотят прийти на этом пространстве? Именно в Беларусь. Не в Россию, не в Казахстан, а сюда, в центр Европы», — добавил президент.
«Мы договорились: пожалуйста, производите, здесь лучше условия, чем в Италии. Не такая цена рабочей силы и т.д. И торгуйте, где хотите: и в Евросоюзе, и на нашем таможенном пространстве. Мы в этом плане выглядим предпочтительнее, чем Россия и Казахстан», — отметил Лукашенко.
«Таким образом, Таможенный союз, который мы создали, немножко улучшает ситуацию в сравнении с ситуацией нынешней, — резюмировал глава государства. — Но нужно понимать, что без Таможенного союза не может быть и Единого экономического пространства. А нас именно это больше всего интересует. И вот в Астане, если мы встретимся 18 декабря, мы определим: в какие сроки мы придем в ЕЭП».
Лукашенко напомнил, что при ЕЭП снимаются все экономические барьеры, и, таким образом, решаются все вопросы для белорусского производителя. В том числе устраняется почва для торговых войн, которые случались в отношениях с Россией. «Таким образом, уже на базе рыночной экономики, мы возвращаемся к огромному рынку масштаба СССР», — сказал белорусский лидер.
Президент также напомнил о договоренности, что все три страны вступают в ВТО вместе. «Мы просчитали все за и против. По 600 чувствительным позициям решения будут приниматься консенсусом — мы это зарезервировали», — уточнил он.
«У нас был откровенный разговор по вопросу создания ЕЭП: чтобы это не было для нас длительной перспективой, чтобы это не затягивалось. Полагаю, в полтора года мы можем уложиться», — заключил Лукашенко.