Существующие размеры льготного кредитования строительства жилья в Беларуси угрожают стабильности бюджета, заявил вице-премьер правительства Беларуси Виктор Буря, выступая в Минске на парламентских слушаниях по вопросу жилищного строительства.
«Рост строительства жилья и существующая система господдержки увеличивают нагрузку на бюджет. Расходы бюджета на обслуживание льготных кредитов, выдаваемых на строительство жилья, вскоре могут стать сопоставимыми с объемами льготного кредитования», — сказал Виктор Буря.
В этой связи он подчеркнул необходимость развития новых механизмов финансирования строительства жилья, что позволит снизить нагрузку на бюджет. В частности, Буря считает необходимым вовлечение в финансирование строительства жилья сбережений граждан. Однако, непременным условием этого должна стать уверенность населения в сохранности своих средств и выгодные условия для привлечения ресурсов физических лиц. При этом В.Буря подчеркнул значительный объем средств населения, сконцентрированный в настоящее время в банках. По его данным, на 15 ноября объем средств населения в банках составил Br17,5 трлн, в том числе Br9,5 трлн — в инвалюте.
В.Буря напомнил, что в ноябре решением президента страны были ужесточены условия постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он дал понять, что такое решение было принято в связи с тем, что количество состоящих на учете не снижается, несмотря на постоянное увеличение объемов строительства жилья. Так, по его данным, последние несколько лет количество нуждающихся в улучшении жилищных условий семей практически не изменилось и составляет около 700 тыс., несмотря на то, что ежегодные объемы строительства жилья в 2008 году увеличились в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом до 5,7 млн кв м.
Буря также сообщил, что «у нас есть уверенность в выполнении параметров максимального ввода жилья в период 2006- 2010 годов — 26 млн кв м».
В числе основных проблем для развития альтернативных источников финансирования строительства жилья вице-премьер выделил неразвитость систему ипотечного кредитования из-за отсутствия источников долгосрочных ресурсов и высоких ставок по кредитам. Он также констатировал проблему обращения взыскания на жилье должников.
Виктор Буря считает, что необходимо «поэтапно, неспешно тот объем финансово-кредитных ресурсов, которые сегодня направляются на программы жилищного строительства, переместить, замещая собственными средствами граждан». По его словам, людям нужно предложить такие условия, чтобы им было интересно и выгодно вкладывать деньги в жилищное строительство.
«Наше государство до такой степени социально ориентировано, что не может позволить себе резких реформаторских действий», — сказал Виктор Буря.
Законопроект о системе жилищных строительных сбережений находится в плане законотворческой деятельности парламента на 2010 год. По мнению вице-премьера, синхронно с работой над законопроектом нужно продумывать иные нормативно-правовые акты, которые «раскроют систему до тонкостей». То есть предусмотрят, кто будет обслуживать систему, на каких условиях, каков будет размер государственных премий и откуда их взять. «Естественно, чтобы предусмотреть в системе строительных сбережений госпремии, нужно будет направить на эти цели часть объема финансирования, который сегодня направляется на снижение процентной ставки по жилищным кредитам», — сказал Буря
Первый заместитель министра архитектуры и строительства Михаил Абрамчук предлагает создать межведомственную группу для выработки альтернативных механизмов кредитования жилищного строительства. Он также полагает необходимым уменьшение объемов льготного кредитования строительства жилья. «Увеличение льготного кредитования приведет к тому, что нагрузка на бюджет может стать непосильной. В 2010 году на компенсацию процентов по льготным кредитам планируется выделить Br1,3 трлн», — сказал М.Абрамчук. По его мнению, в этой связи необходимо увеличение доли социального жилья и расширение возможностей найма жилья. Он сообщил, что в следующем году в Минске планируется построить экспериментальный дом для некоммерческого найма. По его расчетам, расходы граждан на некоммерческий найм будут в 2-2,5 раза меньше, чем выплаты льготных кредитов.
Абрамчук также предложил ускорить подготовку законопроекта по формированию системы строительных сбережений.
Он напомнил, что такой законопроект Минстройархитектуры вносило еще в 2006 году, но впоследствии его подготовка затянулась из-за нерешенности ряда принципиальных вопросов, в частности размера премии (субсидии) при использовании накопленных средств для строительства жилья.
В подготовленных парламентской комиссией документах также говорится, что система льготного жилищного кредитования, которая действует в Беларуси, в скором времени исчерпает себя. «Система может исчерпать себя в связи с постоянным ростом количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рост количества таких граждан по сравнению с предыдущими годами составляет: в 2004 году — всего около 3 тыс. человек, в 2007 году — 94,4 тыс. человек. Необходим поиск других эффективных технологий привлечению внебюджетных средств в сферу жилищного кредитования», — говорится в документах.
По мнению белорусских парламентариев, одним из таких направлений может стать внедрение в Беларуси одноуровневой системы ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений. Однако в Беларуси пока не выработаны четкие и однозначные подходы к определению направления развития системы ипотечного кредитования.
В документах подчеркивается, что для обеспечения граждан кредитами недостаточно бюджетных средств, направляемых через систему льготного кредитования. По мнению депутатов, необходимо дальнейшее активное формирование долгосрочных кредитных ресурсов в коммерческих банках.
«Исходя из вышеизложенного, Палата представителей Национального собрания считает возможным рекомендовать правительству принять необходимые меры по внедрению в Беларуси системы жилищно-строительных сбережений с использованием финансового стимулирования участников системы (жилищных премий)», — говорится в документах комиссии.
Также депутаты рекомендуют правительству разработать комплекс мер по стимулированию, включая налоговые и иные льготы, для организаций, которые строят жилые помещения с последующей передачей их в аренду и некоммерческий наем.
Кроме того, депутаты рекомендуют правительству рассмотреть возможность распространения права на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных собственником жилья и членами его семьи расходов на строительство и приобретение жилья, а также на погашение кредитов и займов, фактически израсходованных на строительство или приобретение квартиры, — на всех граждан, а не только на тех, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.