Для каждого представителя профессии, связанной с обучением, этот праздник — один из наиболее значимых и торжественных.
Этот профессиональный праздник обозначен в Указе президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
В разных школах Беларуси День учителя отмечают в разные дни: в некоторых школах в пятницу, а в некоторых — в понедельник. Но традиционным остается поздравление учителей цветами, конфетами, добрыми пожеланиями и хорошими оценками со стороны учеников.
Преподаватели и медики испокон веков были самыми знающими и уважаемыми людьми. Именно благодаря учителям мы становимся на ноги в своей жизни, находим себе место, реализуем способности.
Во многих школах этот день считают именно Днем учителя, а не праздником всей школы: учителя приходят нарядными, принимают поздравления, цветы, вечером устраивают чаепитие. Дети же не чувствуют этот праздник своим.
Даже в очень хороших школах, где существует настоящая дружба взрослых и детей, педагогический коллектив нередко забывает о больших воспитательных возможностях праздника: формировании любви к своей школе, интереса к профессии учителя. И в этот день желательно инициативу в проведении праздника отдать ученикам — оформление школы, выпуск особенной стенгазеты, подготовка концерта, угощения, приготовленные самостоятельно.
Особое внимание смогут проявить ребята и выпускники школы к пожилым учителям, вышедшим на пенсию.
В Беларуси делается все возможное для повышения социального статуса педагогических работников. Об этом заявил корреспонденту БЕЛТА министр образования Александр Радьков.
Проводниками знаний, умений и воспитания в нашей стране являются более 600 тыс. учителей, педагогов, воспитателей. «Во все века к учителю предъявлялись самые высокие требования, а в наш век информатизации они стали еще выше», — подчеркнул Александр Радьков. При этом он отметил, что педагоги сами должны осознавать, что социальный статус связан не только с повышением оплаты, а с переходом на новые критерии оценки деятельности учителя в зависимости от личностных и профессиональных достижений, желания все время самосовершенствоваться.
По словам министра, республиканский конкурс «Учитель года Беларуси», проводившийся в сентябре, стал мощным импульсом развития системы образования. Конкурс, который прошел в восьмой раз, является доброй традицией, направленной на повышение престижа профессии учителя. «Уверен, что сегодня таких интеллигентных и талантливых педагогов, как победитель конкурса Юрий Андрейчик, у нас великое множество, — сказал Александр Радьков. — Именно на таких талантах держится наша школа, «куются» лучшие педагогические кадры».
Все общеобразовательные учреждения к новому учебному году были обеспечены необходимыми педагогическими кадрами: 115,3 тыс. учителей, из них 103,6 тыс. имеют высшее образование (89,8%), 11 тыс.257 — среднее специальное (9,8%), высшая и первая квалификационная категория у 82,7 тыс. человек (71,7%). В текущем году распределение на работу в учреждения образования получили свыше 7 тыс. молодых специалистов, более 5 тыс. из них пополнили педагогические коллективы учреждений общего среднего образования.
Министр поздравил всех педагогов с Днем учителя, который в Беларуси отмечается в первое воскресенье октября, и пожелал иметь активную гражданскую позицию, быть внимательными в отношении к своим ученикам и студентам. «Будущее нашей Родины зависит от того, чему и как вы научите своих учеников, каким будет выпускник нового времени», — подчеркнул Александр Радьков