21 октября трехсторонняя комиссия Таможенного союза направит проект единого таможенного тарифа главам России, Беларуси и Казахстана. Один из самых волнующих население вопросов — как изменятся тарифы на автомобили? Замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев по этому поводу уже заявлял, что за основу «будут браться российские тарифные обязательства», но по ряду «чувствительных позиций» — таких как автомобили и лекарства — тарифы могут остаться прежними. Однако есть и противоположные точки зрения.
27 ноября в Минске планируется подписание главного документа будущего Таможенного союза между Беларусью, Россией и Казахстаном — Таможенного кодекса, предусматривающего введение единого таможенного тарифа для трех стран.
Как сообщил «Еврорадио» сотрудник пресс-службы Министерства экономического развития России Павел Катков, сейчас проект единого таможенного тарифа направлен для согласования в различные госучреждения России.
Павел Катков: «Единый таможенный тариф направлен на государственное согласование и по бизнес-ассоциациям. Для утверждения главам государств он будет направлен 21 октября».
К каким одинаковым цифрам придут разные таможенные тарифы, существующие в трех странах? К примеру, на иностранные автомобили.
Сегодня таможенная пошлина на ввоз в Беларусь автомобиля не старше 3 лет составляет от 0,6 до 0,75 евро за кубик в зависимости от объема двигателя. Автомобили возрастом от 3 до 10 лет стоят от 0,35 до 0,6 евро за кубический сантиметр. Таможенная пошлина на машины, с момента выпуска которых прошло от 10 до 14 лет, составляет 0,75 евро. Старше 14 лет — 2 евро за кубик.
В Казахстане таможенная пошлина на новые авто не старше трех лет составляет от 1 до 2,35 евро за кубик в зависимости от объема двигателя. За машины возрастом от 3 до 7 лет нужно заплатить от 0,45 до 1 евро за кубик. А старше 7 лет — около 1,4 евро за кубик.
А вот в России таможенные пошлины на новый автомобиль возрастом до трех лет колеблются от 1,2 до 2,8 евро за кубик в зависимости от объема двигателя. На подержанную машину в возрасте от 3 до 5 лет — тоже не менее 1,2 — 2,8 евро за кубик. А за автомобили старше пяти лет берут от 2,5 до 5,8 евро за кубик.
Какой единый таможенный тариф с 1 января 2010 года будет на автомобили в Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана, представитель Минэкономики России Павел Катков сказать отказался.
Не удалось получить никакой информации на этот счет и у руководителя пресс-службы Таможенного комитета Беларуси Владимира Пехтерева.
Владимир Пехтерев: «Вы прекрасно знаете существующий порядок для госслужбы — мне необходима санкция руководства на предоставление информации. Подождите пресс-конференции, какого-то повода информационного, и тогда с меньшим количеством согласований получите всю необходимую информацию».
Кстати, на днях министерства легкой промышленности Беларуси и России решили сказать свое слово в поддержку единого таможенного тарифа. Как известно, в России пошлины на импортную обувь составляют 10% от стоимости, а в Беларуси — 15%. Пошлины решили сделать одинаковыми — 15% в обеих странах.
То же самое, считает бывший министр экономики России Евгений Ясин, будет и с таможенными пошлинами на другие импортные товары. И все для того, чтобы было чем торговаться во время вступления во Всемирную торговую организацию «тройным союзом».
Евгений Ясин: «Будут выбирать более высокий вариант. При вступлении в ВТО, если оно когда-нибудь произойдет, лучше вести переговоры, начиная с более высоких позиций».
То, что такое же «единство» ожидает и таможенные пошлины на ввоз автомобилей, «Еврорадио» подтвердила заместитель руководителя департамента внешней торговой политики Министерства индустрии и торговли Казахстана Алия Алимбетова.
Алия Алимбетова: «Были долгие переговоры, но однозначно будет российский уровень — где-то 30-35% на новые автомобили».
Как выяснилось, таможенные тарифы в Беларуси и России и так одинаковы на 98%. Поэтому основные переговоры в ходе работы над проектом «Единые таможенные тарифы» велись между Россией и Казахстаном, говорит Алия Алимбетова. Но чаще останавливались на более высокой цифре этих тарифов. Якобы, чтобы защитить отечественных производителей.
Алия Алимбетова: «Исходили из того, что если есть производство на территории, которую нужно защищать от импортного, — тогда устанавливали высокие ставки таможенных пошлин».
Но на территории Беларуси, кроме малотиражного «Саманда», производства легковых автомобилей нет. Зато оно есть в России. Получается, что с нового года белорусы будут своим кошельком защищать интересы российского автопрома. Или интересы, к примеру, «Тойоты» и «Фольксвагена», которые открыли свои заводы в России.