«Золотой медведь» — награда за лучший фильм – достался перуанской ленте «Молоко скорби», почти не замеченной прессой. Гран-при жюри разделили фильмы из Уругвая и Германии.
В Берлине вечером 14 февраля были объявлены победители кинофестиваля Берлинале. Распределение берлинских наград — дело непредсказуемое. Говорить об этом — такое же общее место, как рассуждения о традиционной политизированности Берлинале или дурной погоде в февральском Берлине. Но, наверное, никогда «ножницы» между мнением критиков и прессы с одной стороны, и фестивального жюри с другой, не расходились так решительно, как в этом году.
Победителями Берлинале стала 33-летняя Клаудия Льоса, племянница «латиноамериканского Хемингуэя» Марио Варгас Льосы, и ее «команда» в фильме «Молоко скорби» («La Teta Asustada»). Фильм из Перу, который казался скорее представителем кино-экзотики в большом конкурсе, работает с темой большой национальной трагедии, в данном случае — гражданской войны и террора «sandero luminoso», — горечь которой передается из поколения в поколение. Символом этой горечи в ленте, обильно отдающей должное латиноамериканской мистике, становится таинственная болезнь, передающаяся через материнское молоко — «молоко скорби».
Трех «медведей» получил фильм-аутсайдер журналистских рейтингов
Сразу три из девяти берлинских «медведей» достались еще одному фильму, который числился аутсайдером во всех журналистских рейтингах: «Gigante» уругвайского режиссера Адриана Биньеса. «Гигант» — история человеческого одиночества — удостоился гран-при жюри, разделив эту награду с немецкой картиной «Все остальные» (Alle Anderen), а также был награжден «медведем» за лучший кинодебют и призом имени Альфреда Бауэра вместе с фильмом Анджея Вайды «Татарак».
Третий награжденный аутсайдер — фильм «Каталин Варга» англичанина Питера Стрикленда. Лента получила очень важного берлинского «медведя» за выдающееся художественое достижение. Он, правда, был вручен не режиссеру, а его саунд-дизайнерам Габору Эрдэли и Тамасу Шекели. По мнению жюри, в этой картине визуальный ряд строится вокруг звукового, а не наоборот, создавая вместе с ним выразительное единство. Фильм рассказывает историю мести: карпатская крестьянка Каталин Варга ищет своего обидчика.
Лучшая исполнительница женской роли
«Двух «медведей» собрал фильм «Все остальные» новой надежды немецкого кино Марен Аде. 30-летняя режиссер рассказывает о двух своих ровесниках, обитателях большого города, которых отпускное одиночество вдруг сталкивает с проблемами более серьезными, чем карьера и ее атрибуты. Исполнительница главной роли Биргит Минхмайр (Birgit Minchmayr) получила «серебряного медведя» как лучшая исполнительница женской роли, и это награждение замечательной молодой актрисы можно считать компромиссом с «общественным мнением» фестиваля. Как и присуждение «медведя» за лучшую режиссуру иранцу Ансгару Фархади за его ленту «Всё про Элли».
Распределение остальных медведей носит скорее «утешительный» характер. «Уведомитель» Орена Мовермана получил «медведя» за лучших сценарий, в «Реке Лондон» Рашида Бушареба награду в качестве исполнителя лучшей мужской роли получил Сотигуи Койянте.
Разделение «гламура» и «арта» имеет и негативные последствия
Нисколько не критикуя желание жюри награждать новое, оригинальное, эскмпериментальное, а также проявления женской солидарности — три сильные женщины в жюри: режиссер Изабель Куаксе, звезда кулинарии Элис Уотерс и актриса Тильда Свинтон явно с особенным вниманием отнеслись к достижениям женщин-режиссеров, — заметим, что берлинская стратегия разделения «гламура» и «арта» имеет и негативные последствия. Публика видит лишь звезд на красном ковре, а потом читает в газетах названия неизвестных лент. Это приводит к тому, что звезды остаются звездами, а награжденные ленты исчезают в омуте прокатного кино.