70 лет назад, 17 сентября 1939, года Красная Армия вступила на территорию захваченной Гитлером Польши, воссоединив после 18-летней разлуки БССР и Западную Белоруссию. Восстановление исторической справедливости обернулось для белорусов национальной трагедией, разрушившей десятки тысяч семей и сотни тысяч судеб.
Напомним, в результате русско-польской войны 18 марта 1921 года был подписан Рижский мирный договор, согласно которому Беларусь оказалась рассеченной пополам. Более 100 тысяч км2 западных белорусских земель, на которых проживало 3,5 млн человек, перешли во владение Польши.
23 августа 1939 года главы МИД СССР и Германии Молотов и Риббентроп подписали Пакт о ненападении, который, как выяснилось позже, стал договором о переделе Европы. 1 сентября Гитлер напал на Польшу, развязав Вторую мировую войну. Спустя 17 дней на территорию Западной Белоруссии вступила Красная Армия. Уже 28-30 октября в Белостоке новоизбранное Народное собрание приняло Декларацию о провозглашении советской власти и вхождении 4,5-миллионной Западной Белоруссии в состав БССР. 2 ноября Верховный Совет СССР объединил Западную и Восточную Белоруссию. При этом Сталин отрезал Вильно и Виленский край еще независимой Литве, которая в соответствии с секретными протоколами к договору о дружбе и границе между СССР и Германией вошла в советскую сферу интересов.
Долгие десятилетия вторжение советов на территорию Польши подавалось как доблестный «освободительный поход» и освобождение белорусского народа из-под польского ига. Подобный подход можно лицезреть в официальных СМИ до сих пор.
Можно долго спорить о том, где белорусам лучше жилось — при Сталине или Пилсудском. Хотя ответ, как мне кажется, очевиден: нигде. На протяжении десятилетий мы были всего лишь заложниками Москвы и Варшавы, каждый из которых думал только о том, как использовать нас и нашу землю в своих интересах. С тем, что объединение в рамках республики соответствовало национальным интересам белорусов, спорить не будет никто, но при этом замалчивается страшная цена, которую пришлось заплатить нашим прадедам.
Уже перед выборами в Народное собрание сталинские опричники арестовали почти 20 тысяч человек. Первыми жертвами наркома внутренних дел БССР Лаврентия Цанавы и его псов стала национальная интеллигенция, получившая 5-8 лет лагерей за «контрреволюционную националистическую деятельность», и «неблагонадежные польские элементы» (осадники, лесники и помещики), высланные вместе с семьями в отдаленные регионы СССР. Параллельно в западные области стали массово ввозить советских аппаратчиков. Если в сентябре 1939 там насчитывалось 3 тысячи «восточников», то в конце 1940-го — уже 31 тысяча! Работы лишились более 13 тысяч «неблагонадежных» наставников-«западников», места которых занимали низкоквалифицированные советские кадры.
Опираясь на доступные архивные материалы, исследователи говорят, что в результате воссоединения в молох репрессий попало более 130 тысяч жителей Западной Беларуси, из которых около 30 тысяч было расстреляно. Только в Барановичской области, свидетельствует в книге «Недозволенная память: Западная Беларусь в документах и фактах, 1921-1954» бывший сотрудник спецслужб Александр Татаренко, с октября 1939 по 29 июня 1940, по самым скромным оценкам, репрессировано более 29 тысяч человек. Для сравнения, во время нацистской оккупации немцы вывезут на принудительные работы в Германию 33 733 жителей области.
Неспроста в Европе между гитлеровским и сталинским режимами поставили знак равенства. Причем яростно протестует против такой оценки лишь Россия, которая взяла на себя роль правопреемницы СССР на международной арене.
В Беларуси, конечно, до однозначного осуждения злодеяний сталинизма далеко. Однако оценка событий сентября 1939 г. становится все более адекватной. Последний пример: на международной конференции в Минском международном образовательном центре им. Йоханесса Рау зав. кафедрой всеобщей истории Гомельского государственного университета им. Скорины Григорий Лазько отметил противоречивое влияние ввода советских войск на территорию тогдашней Западной Белоруссии. «Сегодня этот «освободительный поход», как нарекли его многие учебники по истории, можно рассмотреть более объективно, учитывая все идеологические и политические аспекты того времени», — заявил он.
В свою очередь, брестские власти отказались от воздвижении хвалебного памятного знака, посвященного 70-летию воссоединения. Справедливое решение, ведь на смену радости от воссоединения 17 сентября 1939 года пришла трагедия и скорбь по тем сотням тысяч безвинно загубленных судеб, ставших разменной монетой в играх диктаторов.