Международный валютный фонд прогнозирует, что в текущем году Беларусь ожидает рецессия. Между тем, спад производства происходит в Беларуси уже более двух кварталов подряд — с сентября 2008 года. С учетом нарастания других негативных факторов — увеличение отрицательного сальдо, снижение прибыли предприятий — можно говорить о том, что экономика страны уже находится в рецессии.
Когда осенью 2008 года во многих странах заговорили о рецессии, вновь возникли споры о том, что считать таковой. Одни экономисты подразумевают под этим явлением замедление роста валового продукта и производства на протяжении длительного времени — трех месяцев подряд, а в другом варианте — на протяжении двух кварталов. Нет единообразия и в том, с каким периодом сравнивать — с предыдущим месяцем или в годовом исчислении. Разночтения возникают и по поводу спада — считать ли таковым замедление темпов роста или лишь реальное сокращение по сравнению с предыдущим периодом.
Для Беларуси, где ВВП обычно считается в годовом исчислении, причем нарастающим итогом за период, самым «мягким» вариантом определения рецессии является сокращение ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого на протяжении двух кварталов. И в настоящее время, при постоянном снижении темпов роста ВВП показатель за первый квартал по отношению к первому кварталу прошлого года все еще вышел с плюсом — рост составил 1,1%. То есть, говорить о рецессии вроде бы рано.
Однако в международной практике очень часто сравнивают не темпы роста ВВП, а рост промышленного производства, причем, индексы физического (а не стоимостного) объема, так как именно они адекватно отражают процессы, которые происходят в реальном секторе. И оказывается, что уже в сентябре (а датой начала мирового финансового кризиса принято считать 16 сентября) белорусская промышленность продемонстрировала спад объемов производства по сравнению с предыдущим месяцем.
А это, по мнению экспертов «Завтра твоей страны», означает, что Беларусь «вошла» в кризис практически одновременно со всем остальным миром. Правда, в отличие от других стран, которые «бились» в это время на фондовых рынках, мы, за неимением такового, сразу же перешли к кризису экономическому.
После сентября прошлого года не было ни одного месяца, в котором бы в Беларуси не было отмечено снижение индекса промышленного производства по сравнению с предыдущим месяцем. Самый большой спад был зафиксирован в ноябре по сравнению с октябрем — минус 13,8%. В декабре по сравнению с августом 2008 года спад производства составил более 20%. Это ли не кризис?
Однако правительство все еще говорило о стабильности, прикрываясь укрупненными показателями по отношению к прошлому году, которые складывались с учетом подъема, который был «наработан» в начале 2008 года.
С началом текущего года статистическая ситуация кардинально изменилась — уже на протяжении трех месяцев подряд производство сокращается не только по сравнению с предыдущим месяцем, но и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, если первоначально Белстат еще показал в январе небольшой рост по сравнению с январем 2008 года (плюс 1,2%), то затем, проведя обследование промышленных предприятий, пересчитал показатели, зафиксировав снижение (минус 2,9%).
За первый квартал 2009 года спад объемов промпроизводства по сравнению с первым кварталом 2008 года составил 4,5%. Чтобы оценить происходящее, отметим, что первый квартал 2008 года закончился по отношению к аналогичному периоду 2007 года ростом в 15,8%.
К этому необходимо добавить, что спад внешней торговли (по отношению к предыдущему месяцу) отмечается — уже два квартала подряд — с октября 2008 года. Тенденция снижения прибыли предприятий и увеличение чистого убытка также отмечена с октября 2008 года и продолжает нарастать. (А эти показатели, как правило, также учитываются при констатации рецессии в стране).
Ну, и наконец, уже на протяжении трех первых месяцев текущего года отмечается замедление темпов роста ВВП в годовом исчислении. Январь 2009/ к январю 2008 — 2,6%, январь-февраль2009/2008 — 1,2%, 1-й квартал 2009/2008 — 1,1%.
Любое разумное правительство уже, как минимум, в декабре констатировало бы рецессию в экономике, а у нас президент на недавнем совещании так и не смог рассмотреть тенденцию — она в сторону ухудшения или в сторону улучшения, да и в целом оказалось, что итоги подводить еще рано, подождем полугодия. Судя по всему, начиная с сентября мы ждем не просто итогов, а положительных итогов.